Непонятная VPN-история: житель Томска получил срок за использование программы. Юристы в шоке

Три года ограничения свободы получил житель Томска Георгий Белоус за использование одного из анонимайзеров - программы, позволяющей обходить ограничения и сохранять конфиденциальность в сети. Юристы недоумевают - это первое такое дело и ранее власти заявляли, что за пользование VPN-сервисов россиян преследовать не будут. И предполагают, что дело совсем не в этом. Как следует из решения Октябрьского районного суда Томска, дело имело место быть еще в 2018-м году, когда никаких ограничений на соцсети, благодаря чему VPN и стали популярными, еще не было.  Сидя в своей квартире, "не позднее 24 октября 2018 года, Белоус на своем компьютере "умышленно в целях сокрытия следов своей деятельности в сети «Интернет» искал в сети "вредоносную компьютерную программу «Vipole». В решении говорится, что она не дает возможности однозначно идентифицировать пользователя и его сетевую активность. При этом уточняется, что программа приводит к нейтрализации средств защиты компьютерной информации провайдера.  Георгий Белоус записал программу на диск и с 31 октября 2018 года по 20 августа 2020 года периодически ей пользовался. 
- В результате использования Белоусом Г.В. вредоносной компьютерной программы «Vipole» были нейтрализованы средства защиты компьютерной информации, выразившиеся в невозможности однозначной идентификации пользователя Белоуса Г.В. и его сетевой активности в сети «Интернет», в том числе провайдером ПАО «Ростелеком», оказывавшим услуги связи, включая доступ к сети «Интернет» по месту жительства Белоуса Г.В. в г.Томске, - уточняется в документе. 
Суд счел действия молодого томчанина умышленным преступлением средней тяжести, но смягчающими обстоятельствами послужили содействие со следствием - он предоставил и компьютер, и пароль от него, рассказал, как скачивал программу и раскаялся в содеянном. В итоге, Белоус получил наказание - три года ограничения свободы. Ему запрещено выезжать за пределы Томска и каждый месяц он должен отмечаться в полиции. При этом диск, на который он записал программу, остается в материалах дела. А диск от компьютера на 1Тб обращен в собственность Российской Федерации. Апелляцию Георгий Белоус подавать не стал.  Эксперты посчитали, что решение суда однозначно говорит о том, что приговор томчанин получил за сокрытие своих данных, но называют его невероятным и считают, что надо присмотреться к деталям. Например, делом занималось УФСБ, подсудимый полностью признал свою вину и попросил судить его в особом порядке, то есть без проведения судебного разбирательства. 

- Такой практики никогда не было. Наверное, остается большая вероятность того, что дело было совсем не в VPN и не совсем в мессенджере, а в чем-то другом. Мы не можем с вами уточнить, что там на самом деле произошло, потому что у него, судя по перечню, было изъято компьютерное оборудование, изъяты жесткие диски. Вполне может оказаться, что дело было вообще не в этом. Но оформлено оно так, как будто человека осудили за использование VPN, - считает эксперт в области информационной безопасности и права в IT Евгений Царев.

Юрист Антон Городецкий уверен, что без знания подробностей приговор создает очень опасный прецедент для всех пользователей анонимайзерами. 

- Это либо проявление лености и некомпетентности суда, который в рамках безобразного особого порядка просто забыл указать иные обстоятельства преступления, или, что более страшно, — очень вольная трактовка статьи 273 УК, предусматривающей ответственность за создание, использование и распространение вредоносных программ. Изначально это антихакерская статья, но в этом деле суд, по сути, сказал, что любое использование эффективных средств анонимизации является преступлением. Если такая трактовка будет поддержана судами вышестоящих инстанций, то это будет удар по конституционным правам оруэлловского масштаба, - считает он. 

Скандал с этим приговором оказался столь масштабным, что потребовал разъяснений со стороны правоохранительных органов. Представитель томской облпрокуратуры сообщила, что судили мужчину за вредоносную программу, популярную у хакеров. В открытом доступе найти ее нельзя.

 

При этом она затруднилась ответить на вопрос, почему в решении суда указано название болгарского мессенджера VIPole, не имеющего никакого отношения ни к анонимайзерам, ни к популярной у хакеров программе. 

Напомним, что после ограничения доступа к ряду соцсетей в России VPN-сервисы приобрели особую популярность. При этом власти заявили, что никакого преследования пользователей, ими пользующихся, не будет.