В Марксе на базе ООО «НПФ «Моссар» открылось контрактное производство электронных модулей для отечественных производителей в сегменте потребительской электроники. Ни объемы выпуска, ни заказчик, ни конечное изделие не известны.
ООО «Научно-производственная фирма «Моссар», которое входит в холдинговую компанию «Инкотекс», присутствует в регионе с 2007 года, основная специализация - счетчики электроэнергии, светодиодные светильники, ККМ и электронные весы.
В мае 2022 года из-за нехватки импортных комплектующих у предприятия начались серьезные трудности, но в июле «Инкотекс» провел оптимизацию и, закрыв производства в Калининградской области и Москве, начал переводить мощности в место концентрации дешевой рабочей силы – в Маркс.
Примерно в это же время стало известно, что номенклатура «Моссара» расширится, будет выпускаться сложная электронная продукция. Под стандарты новой номенклатуры на предприятии провели реконструкцию корпуса площадью 4,7 тыс. кв.м.
В сентябре 2022-го пошли сообщения, что возможно, в Марксе будут выпускаться материнские платы, причем мощности «Моссара» способны обеспечить до 20% потребности российского рынка. Потенциальным заказчиком выступил один из крупнейших российских производителей IT-оборудования.
С тех пор и до нынешнего времени заказчик так и неизвестен, без ответа остаются вопросы, какие именно модули выпускаются (сама по себе материнская плата – это тоже модуль, как и накопитель данных или оперативная память) и в каких изделиях могут применяться. Возможно, в планшетах, как прозвучало на недавнем инвестсовете при губернаторе области, а может быть, и где-то еще. Выяснить что-либо конкретное на самом предприятии, увы, не удалось. Точно известно лишь, что общий объем инвестиций составил около 300 млн рублей, создано около 100 новых рабочих мест.
Между тем уже больше года государство пытается всячески форсировать развитие отечественной потребительской электроники - верстая срочные планы, обещая многомиллиардные вложения и огромный рынок в виде госзакупок. Особенно бурное движение началось после того, как президент РФ дал поручение для госкомпаний перейти на отечественные операционные системы и софт уже к 1 января 2025 года.
Но доступ к большим деньгам получат не все. В сентябре 2022 года правительство РФ утвердило постановление о введении балльной системы для вычислительной техники, которая позволяет посчитать степень «отечественности» оборудования. Чем выше балл, тем весомее будут преференции при закупках. Баллы начислят за наличие российского процессора в серверах и системах хранения данных (СХД), но в зачет идет и проведение в пределах РФ технологических операций – к примеру, монтажа компонентов на плату.
Уже на тот момент существовал Единый реестр российской радиоэлектронной продукции, в котором было свыше 7 тыс. наименований. Но после выхода в свет постановления о внедрении балльной системы, стало понятно, что место в Реестре найдется далеко не всем.
Большая чистка грянула в апреле 2023-го, вскоре после подписания премьер-министром Михаилом Мишустиным постановления, которое обязало заказчиков при закупках для государственных и муниципальных нужд отдавать предпочтение российской электронике с отечественными процессорами. Если такого предложения нет, то преимущество получает российская электроника с зарубежными компонентами. А иностранная техника будет рассматриваться, только если нет отечественных конкурентов.
И уже буквально в следующем месяце СМИ выяснили, что реестр российской радиоэлектроники стал чуть не в двое короче! Из него вылетело более 3 тысяч наименований, среди них даже СХД на российских процессорах «Эльбрус», вне реестра оказались и решения ряда известных российских разработчиков.
Пошли разговоры о несовершенстве системы оценок, о том, что Минпромторг РФ затягивает выдачу экспертных заключений, но в то же время разработчики, засучив рукава, принялись дотягивать свои изделия до критериев «отечественности». Ведь доступ к госзаказу для них оказался закрыт, а вне этой сферы кому они, по большому счету, нужны?
И вот известный российский разработчик ИТ-оборудования АО «Рикор электроникс» (серверы, ноутбуки, умные остановки), зарегистрированный в Арзамасе Нижегородской области, планирует здесь же развернуть крупное производство моноблоков и мониторов.
В проект вложено уже порядка 300 млн рублей, уже в этом году запланировано выпустить по 50 тыс. штук мониторов и моноблоков. Работать изделия будут на чипах Intel 12 поколения, несмотря на это «Рикор» рассчитывает набрать достаточное количество баллов за счет локализации.
Что касается отечественных чипов, то тут история долгая. Для их производства нужно иметь фотолитографическое оборудование, а его российскую версию еще только предстоит создать. Взяться за это намерены Минпромторг, Минобрнауки, производители полупроводников и профильные вузы.
Вместе они планируют создать целую сеть полигонов, которые сократят сроки разработки оборудования, решат проблему отладки и тестирования. Каждый полигон обойдется примерно в 5 млрд рублей. Какие-то крохи от мегапроекта могут упасть в Саратов, коль скоро одна из его площадок - АО НПП «Исток» имени А. И. Шокина, чья управляющая компания администрирует у нас в регионе ОЭЗ технико-внедренческого типа?
А пока отечественных чипов не подвезли, в ходу как раз сборочные проекты – недорогие по вложениям и быстрые в исполнении. Пример тому - запущенная в Иваново линия по производству материнских плат и планшетов на их основе, принадлежащая компании «Аквариус».
Предполагаемый инвестор и потребитель электронной продукции марксовского «Моссара» вложил в ивановское производство 460 млн рублей, 366 из которых позаимствовал в Фонде развития промышленности. На эти средства закуплены оборудование для выпуска винчестеров, роботизированная линия выводного монтажа и автоматизированный цех сборки серверов собственной разработки.
При этом «Аквариус» занимается только разработкой и сборкой, а компоненты закупаются в дружественных странах. Но и это должно принести неплохие баллы в Едином реестре Минпромторга.
Шансы есть и для опаздывающих к столу. Так, производители электроник предлагают Минпромторгу пересмотреть критерии «отечественности» для автоматизированных рабочих мест (АРМ). Сейчас в реестре ведомства, заявляют авторы инициативы, находятся АРМ, в которых российским являются только моноблоки, а остальная техника - иностранная.
Но ведь АРМ это еще и периферия, включающая монитор, мышь, клавиатуру и другое. А их в реестре Минпромторга почти нет, а потому степень локализации АРМ предлагается углубить.
Есть и противники этой идеи, которые считают, что рынок наполнится отечественной периферией постепенно, и резко ужесточать критерии локализации не стоит. Но важно учесть, что минимальный объем закупок АРМ для госсектора может достигать 85 млрд рублей и драка за этот кусок может быть очень серьезной.
Локализаторы могут добиться успеха, а потому потребность в российских мышах, клавиатурах, мониторах и пр. может резко возрасти. Есть ли смысл надеяться, что такие производства могут появиться в нашем регионе?
Известный бизнес-консультант Юрий Пужалин считает, что в сегодняшней ситуации возможно все:
- Нам нужно неустанно благодарить авторов санкций, потому что они заставили нас сделать шаг, который Россия не могла сделать лет тридцать. Отечественная потребительская электроника уже есть и бурно идет вперед, сейчас больше в варианте местной сборки из иностранных компонентов, но государство всячески стимулирует и российские разработки, - рассуждает наш эксперт. – Главное, что государство дает российским вендорам рынок на десятки миллиардов рублей, а уж они найдут что и где в нашем Отечестве произвести. В Саратове хорошая школа программистов, есть и производство электроники, но оно исторически было сориентировано на ВПК, в этом русле развивается и сегодня, но квалификация местных кадров и уровень образования позволяют включиться и в мирное производство. Если уж в Марксе делают электронные компоненты, то и выпуск периферии в Саратовской губернии как-то осилят, я думаю. Был бы интерес частных компаний, были бы инвестиции от них.
Справка «БВ». По данным Росстата, производство электронных компонентов в РФ выросло по сравнению с маем 2021 года на 79%, компьютеров и электронного оборудования на 31,5%. Однако российские изделия в гражданском секторе (планшеты, ноутбуки) сегодня стоят в два-три раза дороже китайских аналогов. В то же время по экспертным оценкам к 2030 году может быть продано около 70 млн устройств на отечественной ОС «Аврора». Проблема в экосистеме для этой ОС, ее просто не существует, а для создания необходимых программ понадобится несколько лет.