Наталья Зубаревич: масштабы шока будут сильнее, государство "перестало быть добреньким" и помогать не будет. Сложнее всего - МСП

Географический экономист - профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ Наталья Зубаревич проанализировала ситуацию в российской экономике в связи с санкциями и мобилизациями. И рассказала о причинах протеста и его отсутствия, а также ситуации с доходами населения и спросом на товары и услуги. Отдельно эксперт остановилась на ситуации с бизнесом: по ее мнению, ему государство больше помогать не намерено, наоборот, - со следующего года предпринимателей обложат дополнительными поборами. Население будет расплачиваться через тарифы ЖКХ.

Отложенные санкции

Интервью началось с цифр о падении производства, причем не радужных. Мирная отрасль - текстильная промышленность - минус 15%. Подсанкционная лесная деревообрабатывающая промышленность: обработка древесины - минус 20%, производство фанеры - минус 43%. Неподсанкционные удобрения из-за проблем с продажами и логистикой - минус 12%. Совсем не под санкциями - производство автомобилей и бытовой техники: холодильники - минус 47%, стиральные машины - минус 57%, автомобили - минус 81%, экскаваторов - на 2/3 меньше, грузовиков на 1/3 меньше, трамваев в два раза меньше, шин на 43%. Подсанкционная сталь -  минус 12%, металлопрокат - минус 11%.
- Слушайте, ну может как-то остановиться, а? Это июль! Цифры сентября будут сильно хуже. Может как-то понять, что экономика, которая хоть как-то чуток стабилизировалась, получает новый и очень серьезный удар. И до зимы стабилизации может не случиться. Поэтому меньше экономики, меньше людей, которые в ней заняты, - отметила г-жа Зубаревич. 
По ее мнению, большинство санкций имело отложенный эффект. Она напомнила, что на древесину санкции были с лета, на уголь - с августа, на нефть - будут в декабре, а газ мы сократили сами.  - Реальное действие санкций началось с середины лета и сейчас мы, наконец, видим реальное действие отложенных санкций, а не уход с рынка 2% мобилизованных. А в декабре еще добавится и нефть, - заключила профессор.  Говоря о влиянии этой ситуации на кошелек обывателя, Наталья Зубаревич скептично отметила то, как Росстат меряет доходы населения.  - Наш обыватель в апреле-мае сократил покупку непродовольственных товаров на 17%, в июне - на 16%, в июле - на 15%. Казалось бы немного приспособились. Но в сентябре опять ухудшение: за две первые недели сентября, еще до мобилизации народ опять стал усиленно затягивать пояса. А уже после мобилизации сами понимаете как это все ускорится, - считает она.  - Ипотека, упавшая в пять раз, вроде бы восстановилась к концу августа, но представьте, что теперь будет после 20-х чисел сентября... Кто сейчас побежит за ипотечными кредитами, не понимая, у него семья будет в полном составе или кого-то из этой семьи мобилизуют. Масштабы нового шока как минимум такие же, как были 24 февраля, а по достаточно широкому кругу экспертных ощущений, они будут сильнее. Опять провалится стройка, ипотека - будет меньше спроса на жилье и будет меньше работников, которые это жилье строят, - заключила экономист.

Проблемы с кадрами

По словам эксперта, "так можно пройтись по всем отраслям, но очень важно понимать, кого брать будут".  - Мобилизовать можно работягу, который что-то подносит - для производства это плохо, но терпимо. Если вы берете ключевых, компетентных работников, на которых это производство и держится, у них компетенции, которые заменить-то нечем. Поэтому имеет значение не только "сколько", но очень важного и кого. И, судя по моим наблюдениям, это при мобилизации вообще не учитывается, - подчеркнула Зубаревич. По ее мнению, "отрасли с большим лоббистским ресурсом так или иначе частично отобьют лучшие кадры и попробуют их сохранить". 
- А что будет с большим или малым бизнесом, аграриями, которые точно ничего не отобьют? Ни у них, ни у строителей нет такого лоббистского ресурса. Но самое главное - МСП: несколько ключевых сотрудников для малого предприятия заменить будет некем. И малый бизнес будет сжиматься именно потому, что нет людей с необходимыми компетенциями. Это как-то военкоматы интересует? Конечно, нет! - заключила экономист.
По мнению Натальи Зубаревич и в том случае, если мобилизован будет собственник бизнеса с правом подписи и всеми контактами, то его бизнес рухнет.  - Это надо четко понимать: если вы выдергиваете ключевых людей, на которых бизнес держится - будь то собственник, квалифицированный пекарь в маленькой пекарне, этот бизнес будет рушиться. И крики о том, что мы будем стимулировать развитие МСП в сложных условиях борьбы со всем миром остаются криками. Военкомат сказал: "Федя, надо!" Речь шла и о транспорте - авиации, железной дороге - и наличии здесь лоббистского ресурса для удержания кадров от мобилизации.  - У РЖД, думаю, да. У авиации очень сильные профсоюзы. 50-70% летчиков военнообязанные и мы все понимаем, что масштабы полетов по стране будут сокращаться как в силу резкого сокращения международных полетов, а также в силу "раздраконивания" и "канибализации" авиапарка, потому что с части самолетов будут снимать запасные детали, чтобы отремонтировать те, что продолжат летать. Летчиков столько не надо, их начали увольнять. Но когда супервысококвалифицированных людей отправляют туда, где не все смогут выжить.... На подготовку летчика уходит очень много лет. Вы что делаете? - задается риторическим вопросом Наталья Зубаревич. 
Она при этом не исключила, что в сфере доставки и стройке пробелы могут восполнить мигранты, но вряд ли они смогут работать с техникой - на подготовку квалифицированного работника требуется время. Но констатировала, что изымание компетенций и квалифицированного человеческого капитала из экономики "это очень плохо", "это прямой удар по ней". 
- Дешевую рабочую силу пригласить можно из стран Центральной Азии, но что она способна сделать - большой вопрос, - уточнила эксперт.  Несколько более оптимистично она высказалась по поводу отсрочек от мобилизации для специалистов финансового сектора.  - Это кровеносная система экономики. Если у вас начинают сбоить денежные транзакции, то у вас экономика встает и начинается большой бардак. А там высококвалифицированные специалисты работают. Поэтому то, что эти специалисты "отбились", несколько облегчает наши ожидания на предмет всяких нехороших вещей в экономике. Хотя бы финансовые транзакции будут проводиться, - заключила она и провела аналогии с IT-специалистами, отметив, что отсрочка для них и финансистов - "это правильные вещи".

Отсутствие инвестиций, рост налогов

Говоря о ситуации в экономике, Наталья Зубаревич обратила внимание на еще один, пока не оцененный фактор.
- Вы понимаете, как выросла неопределенность? В условиях неопределенности бизнес инвестировать не будет. Он будет сидеть и думать как выжить. Вы как хотите продолжать развиваться, когда никто не понимает, что впереди, сколько ущерба и что еще родное государство нам предложит. В таких условиях экономика не растет, поэтому разговоры о том, что у нас будет небольшой спад в 22-23 годах, а потом мы взлетим, они в пользу бедных, - резюмировала г-жа эксперт. 
Она отметила, что все такие оптимистичные прогнозы сделаны до объявления о частичной мобилизации и эффект от нее пока не учитывают.  - На сколько я знаю, сейчас даже не утверждается бюджет, который практически согласован, потому что появились новые вводные. Причем этот бюджет был очень жестким: если вы думаете, что родное государство и дальше будет помогать бизнесу, как это делалось весной, то все не так. С 2023 года растет налоговая нагрузка на все экспортные сектора экономики, независимо от того, на сколько сжался экспорт. Видимо, будут дополнительные налоги на сжиженный газ, наверняка, на удобрения. Металлургам уже "впаяли". Шахтерам, у которых будут дикие проблемы, тоже вводятся дополнительные налоги. Государство перестало быть добреньким, ему нужно в бюджете дыру закрывать, - подчеркнула Наталья Зубаревич. По ее словам, в проекте бюджета оборонные расходы - 3,6 трлн рублей, однако по ее данным и оценкам экспертов, они сейчас могут быть увеличены под 5 трлн рублей.   - Деньги будут нужны. Срубят их не только с бизнеса - с него в 2023 году "срубят" дополнительно 1,3 трлн рублей. Но в декабре повышаются тарифы на ЖКУ и мы с вами заплатим. Цена газа для внутреннего потребителя тоже будет повышаться, а это ляжет и на наши плечи. Поэтому заплатят все: бизнес больше, но население тоже, - отметила эксперт.

На заработки - в армию

Профессор уточнила, что протестные акции против мобилизации в Дагестане, Бурятии и других регионах не имеет экономической подоплеки. 
- Это не вопрос экономики. Кто-то говорил, что распад России, что колониализм... Но мне кажется, все не совсем так. Мне кажется, во-первых, оттуда больше "загребают" людей, причем грубее, с большим количеством искажений и безобразий. Во-вторых, мне кажется, так более сплоченные сообщества людей, основанные на родственных связях. В России нет горизонтального взаимодействия: в крупных городах структуры "порубили", а родственные и дружественные взаимодействия в более традиционалистских обществах остались. И они сейчас работают. У москвичей с этим напряженка, а такие территории и дают протест, но не везде, - подчеркнула Зубаревич.
Она отметила, что во многих местах, особенно менее развитых территориях, люди идут служить. - Сумма, которую им обещают заплатить за эту работу, очень нужна их семьям. Они обвешаны кредитами, которые отдать очень трудно. Работы в какой-нибудь республике Алтай нет и люди идут таким способом зарабатывать. И никак не протестуя, - заключила она. Она привела пример из этого региона: мужчины 40+, отвоевавшие в Чечне, спокойно идут на мобилизацию - в республике нет работы, максимум сезонная занятость в туризме. А в армии - 200 тыс. рублей в месяц.  - Второй вопрос - цена человеческой жизни. Она в России на периферии очень невелика. В крупных городах уже не так: люди и семьи здесь понимают цену человеческой жизни, поэтому оттуда максимально и уезжают от мобилизации. Третий вопрос - что можно противопоставить государству. Протест не просто наказуем, он несет большие последствия. Для избегания и ухода от мобилизации должны быть большие ресурсы. И вы просто примиряетесь со сложившейся ситуацией. Это не лояльность, это по-русски называется покорность

Эмиграция в Казахстан

Говоря об эмиграции россиян за пределы страны, в том числе из приграничных регионов, эксперт уточнила, что статистика есть только за первое полугодие этого года, а нужен август-сентябрь. - В любом случае это будет кривенькая статистика. Человек, который решил уехать, не пойдет же на ПМЖ, он тихо свалит, оставаясь прописанным в своем регионе. Из личного опыта и разговоров в Белгородской области людей держит в стране квартира и работа, - констатировала она.   Отвечая на вопрос, может ли поток россиян осесть в Казахстане, эксперт задала встречный вопрос: "Вы можете мне сказать, что будет в декабре?" - Люди спрятались, сколько они там будут сидеть - неизвестно. Но далеко не все в Казахстане рады этому потоку. Меньше проблем у тех, кто может работать на удаленке, а вот тем, кому придется искать какую-то работу, столкнуться с большими проблемами. Казахстанский бизнес довольно сложно устроен, в прибыльных секторах там очень много клановости. В МСП работает очень много русских, но примут ли, дадут ли возможность - большой вопрос. Сейчас российские мигранты попытались снизить свои персональные риски на сколько позволит это сделать личная подушка безопасности. К новому году это станет ясно. Но то, что с Казахстана и Грузии выдачи нет, уже для уехавших туда некоторое облегчение, - резюмировала г-жа Зубаревич.  Кстати, говоря о декабре, эксперт предположила, что "будет хуже, но на сколько..."

Военные расходы бюджета

Комментируя вопрос о том, хватит ли денег в бюджете на выплаты для мобилизованных, она привела цифры: бюджету (без учета "гробовых" и выплат раненным) на полгода потребуется около 460-470 млрд рублей. В месяц - порядка 80 млрд рублей, без учета техники и обмундирования. 
- Весь федеральный бюджет по расходам будет почти 2,9 трлн рублей. Полтриллиона найдут - это не сломает, - констатировала эксперт, напомнив, что расходы будущего года планируется покрывать за счет налогов на бизнес и роста тарифов. 
Впрочем, не только: частично будут займы, частично, по ее словам, "постригут больших барашков, у которых сейчас очень много шерсти из-за очень высоких цен на экспортную продукцию".  - Бюджет от таких расходов не рухнет. Вот если они годами будут длиться, будем посмотреть. Пока расчет на полгода, - еще раз подчеркнула профессор. А вот печатный станок власти, по мнению Натальи Зубаревич, вряд ли быстро задействуют - это приводит к инфляции, а пока есть фонд нацблагосостояния, заимствования на внутреннем рынке и возможность "подоить" бизнес и немного население.

Доходы населения и развитие 

Говоря о гордости современной России - развитом банковском сервисе, уровне сервиса в целом, доставке, эксперт констатировала, что развитие этих сфер "остро зависит от динамики доходов населения".
- Те цифры, которые дает Росстат - 1% падение в первом квартале, меньше 2% - во втором квартале - тупо не бьются с динамикой розницы. Я говорила страшные цифры по непродовольственным товарам, но если взять всю розницу, то это минус 9-10%. И если у населения доходы падают всего на 1-1,5%, то как же они так лихо сокращают потребление товаров в целом? Не бьется картинка! Мы понимаем реальные цифры доходов, но эти цифры, как и цифры уровня бедности теперь политические. С этим надо быть очень аккуратным. Но судя по тому, что люди резко снизили потребление, проблема есть. А это значит, что спрос на товары и услуги в указанных сферах будет сокращаться, - заметила г-жа Зубаревич. 
Правда, по ее мнению, не факт, что это коснется цифровых услуг - люди привыкли и это для них удобно. При этом она еще раз подчеркнула, что банкинг, завязанный на ипотеку, пойдет вниз после очень хорошего роста в середине июля-августе.  - Не понимая реального падения доходов населения, очень трудно прогнозировать. Но хуже всего придется малому и среднему бизнесу: лоббистский потенциал не велик, риски и налоги растут, а востребованность услуг уменьшается, - уточнила она.

Долгосрочная перспектива

Говоря о долгосрочной перспективе и имидже страны и регионов, Наталья Зубаревич констатировала, что "мы выйдем из этой истории, но выйдем сильно потрепанными и многое подрастерявшими по технологической модернизации и включению в глобальную торговлю".

- Скорее всего мы выйдем из этого сильно обеднев как население, со сжавшимся потребительским спросом. Мы выйдем страной со снизившимся человеческим капиталом - и это будет цена вопроса. И дай бог, чтобы мы вышли из этого, не потеряв физические жизни, но в это уже слабо верится, - резюмировала экономист.
Фото: 100biografiy.ru