О достойной старости лучше не мечтать: качество жизни пожилых саратовцев - одно из худших в ПФО

Центр комплексных исследований Института социальной политики НИУ ВШЭ оценил изменение качества жизни пожилых россиян за период с 2010 по 2019 годы. За 10 лет оно практически не изменилось. При этом 40% саратовских пенсионеров оценивают свое материальное положение как бедность. ВШЭ рассчитывает индекс активного долголетия (ИАД) по методикам ООН. Как выяснилось, за 2010 по 2019 годы качество и потенциал жизни пожилых людей в России улучшились незначительно – с 29 до 29,5% при максимуме в 100%. Показательно, что по итогам 2018 года страна выигрывала по ИАД лишь у Греции, но у российского активного долголетия есть и свои сильные стороны – это высокий уровень образования и физическая безопасность. В то же время ахиллесова пята российского старения это низкая продолжительность жизни и плохое здоровье. При этом доступность медицинской помощи снижается, физическая активность пожилых россиян не растет. Лучше всего с 2010 по 2019 год росли занятость (рост с 26,8 до 28,9% в целом для обоих полов), наибольший вклад внесли увеличение занятости среди мужчин и женщин 55–59 лет, кроме того, за весь период немного подросла и занятость обоих полов в возрасте 60–64 лет, а также женщин 65–69 лет. Благодарить за это, скорее всего, нужно пенсионную реформу и частичное реформирование досрочных пенсий с 2013 года. Некоторый рост показала и такая составляющая индекса, как «благоприятная среда для активного долголетия» (с 50,2% в 2010 году до 51,2% в 2019 году). При этом по уровню образования старшего поколения Россия входит в топ-5 среди 29 стран. Видимо, высокий уровень образования позволил нашим пенсионерам достичь значительного прогресса в использовании возможностей интернета и смартфонов, что тоже отмечено в исследовании.
Однако позитив на корню подрывают низкая ожидаемая продолжительность жизни в старшем возрасте (особенно у мужчин) и низкий уровень психологического благополучия. Так, ожидаемая продолжительность жизни у мужчин в возрасте 55 лет в России в допандемийном 2019 году составляла 20,1 года, у женщин — 26,6 года.
С низкой ожидаемой продолжительностью жизни напрямую связано снижение показателя «Независимая, здоровая и безопасная жизнь», где оценивается среди прочего доступность медицины и независимость проживания. Здесь динамика такова: с 60,7% в 2010 году до 58,2% в 2019 году, и это одно из наихудших значений в сравнении со странами Европы. Всеобщий охват населения обязательным медицинским страхованием (ОМС) и базовый пакет медицинских услуг, гарантированный государством, не в полной мере отвечают потребностям жителей, о чем говорит относительно высокая, по сравнению со странами ЕС, доля личных расходов населения в общих расходах на здравоохранение. Что интересно, Росстат уже утвердил собственную методику расчета ИАД для России, в соответствии с которой с 2020 года индекс должен рассчитываться только на данных выборочных наблюдений. Данные «отечественного» индекса планируется применить для мониторинга достижения целей и результатов, обозначенных в проекте Концепции активного долголетия граждан старшего поколения в РФ до 2034 года.
Тем самым достигаются сразу две цели: отечественный ИАД, который будут формировать только на основе выборочных наблюдений, неизбежно станет инструментом пропаганды, и с европейским индексом сравнивать российский уже будет нельзя, так как методика расчетов стала иной.
Но и без этих ухищрений ясно, что в 2020-2022 годах, в период пандемии и санкций позитива в ИАД ждать не стоит. Так, по итогам допандемийного 2019-го продолжительность жизни в стране оценивалась в 73,3 года, а по итогам 2021 года она сократилась до 70,1 года. Понятно, что просядет и уровень жизни, и доступность медпомощи. Исследователи из НИУ ВШЭ считают, что бы удержать индекс на уровне 2019 года необходимо индексировать пенсии не ниже уровня инфляции, развивать программы занятости и переобучения, повышать доступность и качество медицинской помощи. Между тем, как показало исследование Работа.ру и СберНПФ, в январе—сентябре 2022 года реальный размер пенсий россиян снизился на 2,6% относительно того же периода 2021 года. При этом единовременная выплата пенсионерам в сентябре 2021 года не учитывалась. В исследовании участвовали 3000 человек из разных регионов страны, их ответы помогли выяснить, как представляют свою пенсию сотрудники разных профессий, сколько они хотели бы получать после завершения карьеры и чем планируют заняться. Большинство, а именно 74% респондентов собираются работать или подрабатывать на пенсии, причём 35% — по специальности. Чаще всего об этом говорили врачи (47%), строители (45%) и преподаватели (42%). Ещё 14% опрошенных полноценно работать не планируют, но продолжат консультировать по своей сфере деятельности. Этот вариант наиболее популярен в IT (25%), образовании (25%) и финансах (20%). Порядка 26% опрошенных работать на пенсии не собираются. Выше всего доля таких ответов в ретейле (37%), транспорте и логистике (33%), производстве и промышленности (28%). Только 21% участников опроса признались, что хотели бы отойти от дел до пенсионного возраста — в 50–55 лет или раньше. Особенно сильно надоело работать сотрудникам IT (27%), ретейла (26%), бухгалтерии (26%) и транспорта (21%).
Четверть опрошенных (24%) хотели бы получать на пенсии более 100 000 рублей в месяц. Самые высокие ожидания — у IT-специалистов (37%), финансистов (28%), строителей (28%) и работников транспорта (27%).
Для 16% респондентов вполне приемлема пенсия в 50 000 - 60 000 рублей в месяц. Этот вариант популярен среди представителей отраслей медицины (20%) и образования (19%). Скромнее всего запросы 15% участников – их пенсионные ожидания застыли на уровне 40 000 - 50 000 рублей в месяц. На такую пенсию согласны бухгалтеры (20%), медики (20%), сотрудники ритейла (19%) и строительства (17%). Но это все были мечты, а какова же реальность? Она безрадостна, особенно в нашем регионе. «БВ» уже рассказывал о проекте «Если быть точным», который был создан благотворительным фондом «Нужна помощь». Авторы проекта оценили уровень благополучия российских пенсионеров, проведя опрос в 85 регионах и изучив данные Росстата. В основу рейтинга легли такие показатели как ожидаемая продолжительность жизни, занятость, бедность, социальная активность и охват соцобслуживанием. Бедность населения оценивалась в ходе опросов самих граждан. На начало 2021 года численность населения старше 55 лет в России составляла 43,3 млн человек, из них 36,9 млн — старше трудоспособного возраста. Как показало исследование, хуже всего живется старшему поколению в Саратове и Оренбурге. Так, от 30 до 40% пожилых людей в Брянской, Воронежской, Новосибирской, Саратовской, Пензенской, Томской и Смоленской областях, а также в Забайкальском крае и Еврейской автономной области говорили о своей бедности и отмечали в ответах, что на еду денег хватает, но покупать одежду и оплачивать ЖКУ уже затруднительно.
В Саратовской области население старше трудоспособного возраста составляет 661 161 человек. Ожидаемая продолжительность жизни в 55 лет без инвалидности — 18,7 лет. Из опрошенных саратовских пенсионеров 39,8% оценивают свое положение как бедность, при том, что в среднем по России объективно бедными считают себя 18% пожилых граждан.
В Самарской области считают себя бедными 19% пенсионеров, в Пензенской области 36,9% пожилых, согласно собственным оценкам, живут бедно. Оренбургская область оказалась самым неблагополучным для пенсионеров регионом Поволжья в плане ожидаемой продолжительности жизни — всего 15,2 лет, но бедными считают себя только 19,8% пожилых оренбуржцев. Меньше всего жалуются на бедность пенсионеры Татарстана - всего 0,2%, в Нижегородской области оценивают свое положение как бедность 9,4% опрошенных пенсионеров. Саратовская область неблагополучна и по занятости пожилых жителей. По этому показателю она оказалась на одном из последних мест в стране и на последнем — в Поволжье, здесь работу имеют 10,7% граждан старше трудоспособного возраста, в Пермском крае их доля составляет 12,1%.
Справка "БВ". ИАД — это комплексный индикатор, который позволяет оценивать разные сферы жизни старшего поколения и их вклад в экономику и общество. Индекс рассчитывается для 29 государств, в основном, членов Евросоюза, и включает в себя 22 индикатора, образующие четыре субиндекса, — «занятость», «участие в жизни общества», «независимая, здоровая и безопасная жизнь», а также «благоприятная среда для активного долголетия». При расчете использованы данные Росстата, в том числе результаты переписи населения, демографические показатели, а также выборочные наблюдения.