Облдеп Чернышевский сдал мандат и обвинил власть в развале медицины. Новая саратовская программа, кажется, это подтверждает

Саратовский облдеп Дмитрий Чернышевский под предлогом ковида и реформы здравоохранения написал заявление о сложении мандата. Он считает, что бухгалтерская «оптимизация» саратовской медицины обрекает ее на деградацию, а сельских жителей - на отсутствие медпомощи. Свежая региональная программа модернизации первичного звена здравоохранения, кажется, только подтверждает эту точку зрения. Как сообщил Чернышевский на своей странице в FB, в конце ноября его вызвал «на ковер» вице-губернатор Игорь Пивоваров и «от имени «высшей партии» предложил уйти из депутатов». Поводом для этого якобы стал пост депутата от 10 ноября, в котором он действия облправительства по борьбе с ковидом назвал показушными.   Кроме этого Чернышевский раскритиковал последние решения в сфере образования и медицины, назвав их ошибочными. 
- Продолжение бухгалтерской «оптимизации» здравоохранения в период пандемии обрекает сельское здравоохранение на неминуемую деградацию и оставляет жителей деревень - особенно отдаленных и малых - на невозможность получения медицинской помощи, - констатировал он, обрисовав подобную ситуацию и в образовании. 
Любопытно, что буквально накануне новогодних праздников председатель саратовского правительства Роман Бусаргин утвердил региональную программу модернизации первичного звена здравоохранения Саратовской области до 2025 года. Она как раз касается касается в основном районов и предусматривает обновление парка оборудования, ремонты в районных больницах, создание межрайонных поликлиник и всего 10 млрд рублей финансирования. Опрошенный "БВ" эксперты считают, что этого мало, а сама программа никак не решает проблему дефицита и качества медицинских кадров. У программы несколько целей, основная — обеспечить доступность и качество поликлиничной помощи в селе и малых городах, а также приоритет профилактики. В числе задач — поликлиники «шаговой» и транспортной доступности, в том числе для лиц с ограниченными возможностями, оснащение оборудованием поликлиник и ЦРБ, обеспечение дорогостоящими диагностическими исследованиями, утверждение территориальных программ госгарантий и профилактика осложнений сердечно-сосудистых заболеваний путем обеспечения лекарствами. Предполагается устранить дефицит медкадров в районах, чему будет способствовать введение коэффициентов дифференциации для подушевого норматива финансирования, создание механизма мотивации руководителей и медработников. Видимо, необходимость в такой программе вызвана тем, что целый ряд населенных пунктов региона не соответствуют требованиям доступности медпомощи. Например, жителям более 530 поселков и деревень придется ждать «Скорую помощь» дольше положенных 30 минут. И если где-то этот показатель превышен не намного, то в Вольском, Новоузенском, Питерском, Федоровском и Озинском районах «скорую» можно ждать по полтора часа. А то и дольше.
Правда, даже поверхностный анализ программы ставит под сомнение выполнение всех этих задач. Например, такой пункт программы как «реализация мероприятий пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше» наталкивается на строчку о том, что в пилотном проекте Саратовская область не участвует.
Реализация же региональной программы практически целиком зависит от федерального бюджета: из 10,7 млрд рублей 10,3 млрд рублей приходится на федеральную казну. Планируется, что с 2021 года она будет ежегодно выделять порядка 1,9 млрд рублей на финансирование, только в 2024 году цифра составит чуть больше 3 млрд рублей. В рамках организации доступности поликлиник в районах предполагается сократить с 12% до 0 неэффективно используемые площади, устаревшее (старше 10 лет) оборудование, увеличить число посещений жителями (с 6,4 до 6,65 в год), и выездов врачей на дом (на 3 тыс). Правда, в отдельных районах сделать это будет затруднительно: программа предполагает сокращение числа поликлиник (вместо 37 — 30) и объединение их в межрайонные.   На оптимальной схеме межрайонных больниц будет семь — Аткарская, Базарно-Карабулакская, Балашовская, Вольская, Ершовская, Новоузенская, Пугачевская с закреплением за ними близлежащих районов. Например, ГУЗ СО «Балашовская РБ» планируется преобразовать в ГУЗ СО «Балашовская МРБ» с зоной ответственности, включающей Балашовский, Самойловский, Турковский, Аркадакский, Романовский муниципальные районы. К ГУЗ СО «Балаковская районная поликлиника» будут присоединены взрослые и детская поликлиники г. Балаково и, кроме того, оно будет реорганизовано в ГУЗ СО «Балаковская межрайонная поликлиника» с закреплением близлежащих районов.
Число поликлиник в районах при этом сократится с 19 до 17, детских поликлиник — с 7 до 5. Число ФАПов вырастет с 799 до 815, а амбулаторий — с 73 до 75. А главной фишкой должны стать 5 вертолетных площадок, сейчас в районах нет ни одной.
На уровне отдельного района изменения будут выглядеть так:   Самой большой головной болью при этом остается кадровый вопрос. В рамках задач, программа предполагает наращивание укомплектованности врачами с 57,8% до 95% или с 4,8 тыс. человек до 6,4 тыс. человек. Средним медперсоналом — с 70,8% до 95% (с 9,3 тыс. человек до 10,1 тыс. человек). Число врачей в амбулаториях при этом увеличится всего на 25 человек (до 319), а вот доля трудоустроенных выпускников по специальностям «Педиатрия» и «Лечебное дело» - с 65% до 75%, среднего медперсонала — с 41 до 43,5%. Предполагается при этом, что без жилья останутся всео 10% специалистов (сейчас 33%). Дорогостоящие исследования в районах области станут доступнее на 100% против существующих сейчас 98%. Где такие цифры взяли разработчики программы — неизвестно: далеко не в каждой городской поликлинике можно сделать, например, элементарный анализ крови на ТТГ, назначаемый эндокринологом. Не говоря уже о дорогостоящих исследованиях. Любопытно, что ресурсное обеспечение программы предполагает финансирование лишь мероприятий программы, связанных с ремонтом и строительством, а также переоснащением районных медучреждений.
Так, 4,9 млрд рублей из 10,7 млрд рублей предполагается потратить на новое строительство, на реконструкцию зданий — 348 млн рублей, на капремонт — 1,2 млрд рублей. Например, предполагается снести 2 здания Балашовской районной больницы и одно — в Воскресенской РБ. Больше всего зданий, требующих капремонта, в Вольской (11), Ершовской (7), Базарно-Карабулакской, Балашовской и Балаковской (по 6) районных больницах. Реконструкции требуют по одному зданию Новоузенской и Питерской районных больниц. Новые поликлиники при РБ построят в Саратовском, Новоузенском, Озинском, Краснокутском, Базарно-Карабулакском,     
Еще 345 млн рублей будут направлены на закупку авто, 3,8 млрд рублей — на улучшение материально-технической базы и дооснащение/переоснащение районных поликлиник и ФАПов оборудованием. Затраты на увеличение числа обучающихся в медучреждениях, стимулирование медиков к переезду в сельскую местность программой не предусмотрены вовсе. Интересно, что и реализация программы практически целиком и полностью зависит от федерального бюджета — 10,3 млрд рублей. Саратовская область за пять лет работы программы должна найти в своей казне всего 346,8 млн рублей. Между тем источник «БВ» в здравоохранении региона крайне скептически относится к этой программе, называя ее бутафорией. Врач считает, что уровень медицины в регионе за последние годы сильно упал. И не только в районах, но и в Саратове. Речь идет в частности, о качестве подготовки врачей и медработников — они не желают совершенствоваться, развиваться, а институт наставничества, необходимый выпускнику еще в течение минимум 5 лет после выпуска, отсутствует как класс. Районные поликлиники сокращают просто потому, что там некому работать.
- Поликлиническое звено умерло, оно было разрушено еще 20-25 лет назад. В районных поликлиниках работает много неаттестованного персонала, потому что после вуза туда никто ехать не хочет. И даже на курсы повышения квалификации, куда ходят от силы 4 человека из 20, от районов никто не ходит в принципе, - констатировал источник.
По его данным, например, в Вольском районе при СССР было ЦРБ и несколько небольших больниц, работали гинекологи и хирурги, причем последние делали практически любые операции. Но постепенно перестали оперировать, убрали хирургов, гинекологов, акушеров и дали машины «Скорой помощи», чтобы просто возить пациентов в крупные больницы. Анализируя идею межрайонных больниц, он предположил, что это может быть как раньше — межрайонные центры при крупных ЦРБ, однако это не так. Тем более, что сокращение коечного фонда в районах достигло своего пика: в Аткарске, например, всего 6 хирургических коек,в Базарном Карабулаке — 20. Но теперь оттуда даже с аппендицитом везут в Вольск. В Пугачеве, по данным источника, было сильное хирургическое звено и приличное оборудование, вплоть до эндоскопов, но сейчас всех везут в Балаково.
- Увеличение числа амбулаторий и ФАПов — это правильно, но они скорее всего не будут заниматься лечением, а послужат своеобразным перевалочным пунктом. Из межрайонных больниц будут отвозить на сложные операции в Саратов. Хотя и с этим зачастую возникают проблемы: врачи опасаются, что по дороге пациент умрет и за этим последует разбор полетов, - рассказывает врач.
При этом все программы по привлечению медицинских кадров на село у него вызывают лишь смех. В основном — из-за мизерной зарплаты. - У большинства врачей на селе свой подсобный бизнес — кто карпов, кто свиней разводит. И это не от хорошей жизни. Начинающий специалист не видит смысла лезть в деревенскую грязь, ведь даже недавно выпустившийся хирург спокойно зарабатывает 80-100 тысяч рублей и в Саратове, - говорит источник, уверенный, что даже хорошая зарплата не поможет «разрулить эту кашу», просто потому, что в село поедут не самые лучшие кадры.