От батика до квилта: в Саратове открылась выставка декоративно-прикладного искусства

dpi_75_Брызги солнца и мерцание луны, притяжение земли и ритмы города, мелодии старины и бьющийся пульс современности – где всё это можно увидеть  и прочувствовать почти одномоментно? И все это в объёме и в плоскости, в шелке, пряже и войлоке, стекле, дереве, металле? Конечно же, на выставке! Новое «Рукотворное пространство» - броская и эффектная экспозиция, говорящая подтекстами и манящая многогранными образами открылась в августе в зале Союза художников на Рахова.

Почти 50 участников – художники декоративно-прикладного искусства нашего города при поддержке живописцев и скульпторов представили на суд зрителей свои гобелены, батики, коллекции одежды и палантинов, кукол, игрушек, а также витражи и композиции из стекла. Таким разнообразием произведений по формам и используемым материалам саратовская публика далеко не избалована, к тому же в экспозиции притягивают не только стены, но и всё окружающее пространство.

Вот на дымчатых войлочных палантинах (автор Мария Ивашенцева) примостились куклы Надежды Степановской, и ведут между собой нескончаемый диалог. Если подойти к ним незаметно и помолчать, можно услышать, о чем они разговаривают. Над ними – роскошные текучие розы, вырезанные из цветного стекла и запечатленные в витраже, находятся на самом просвете витрины зала (автор Игорь Свинцицкий). Неподалеку – керамические вазоны и фонари Юрия Рожкова, столик с фигурной керамикой Рожкова и рукотворными изделиями из стекла и хрусталя Дмитрия Мелкозерова. В витрине напротив – миниатюрные аппликации и скульптура, а также игрушка по мотивам знаменитой дымковской (авторы Елена Батузова, Виталий Феофанов, Сергей Анохин, Павел Никитин). Жаль, что со стороны улицы не увидеть всего этого великолепия!

А вот как раз у самого входа в выставочный зал можно окунуться в мир театра – театра моды и собственных фантазий. Здесь есть всё для волшебного перевоплощения, даже ширма ручной работы (автор Роман Тющанев «Прикосновение к модерну»). Рядом с сарафаном в технике «батик», символизирующим лето, выполненного в цветах трав и деревьев  - ода снежной зиме из войлока, шелка, ажура, сплетенных воедино в жемчужно-серебристо-серой гамме цветов, уходящей в синеву (коллекция «Скандинавские ветра» Ксении Алексеевой).

Напротив – композиция из тончайших шарфов и эффектных палантинов Ольги Кочетковой и Екатерины Заметты в окружении войлочного комплекта одежды «Осень» Ольги Федоровой и осенних полупальто. И вновь рядом с войлоком шелк - прозрачный батик с «Поздними плодами» Ирины Килочек, красочная занавесочка «Солнышко» Надежды Шитовой и светящееся «Мироздание» Ольги Кочетковой.

Оглянулся - и философия бытия перетекает («Вода» Татьяны Зайдман) - в «Пространство Эвклида» Виктории Исайчевой и «Притяжение Миро» Анастасии Чариковой. Геометрически четкие, контрастирующие цветами гобелены поддержаны работами мастеров с линейно-плоскостной композицией – в ней отражаются ритмы города Наталии Миненковой («Городок»), Анастасии Чариковой («Палермо»), Натальи Петуховой («Грани заката») и даже ритмы вселенной Валерии Мендель («Ритмы Вселенной»).

Плавность очертаний в скругленных куполах («Дорога к храму» Натальи Лищинской), арках мостов («Утро» Наталии Миненковой), кронах деревьев, листве и цветах («Душа лета» Юлии Ильиной, «Красное лето» Людмилы Замрыки, «Сельский мотив» Алены Моисеевой) словно сглаживают противоречия больших городов и стремятся вернуть нас к природе, к первоистокам. Где, как не на лоне природы, можно услышать зов родной земли («Русская земля» Александры Журавской), вспомнить предания старины («Мелодии старины» Анастасии Шлыковой, «Уральские сказы» Татьяны Епифановой), почувствовать красоту песни (диптих «Песнь» Натальи Никифоровой)?

А если ещё дальше заглянуть вглубь веков, можно увидеть «тени забытых предков» Вики Исайчевой, ощутить «Гравитацию огня» Татьяны Боженко и даже вспомнить тотемных животных, которых почитал древний человек («Тотем» Анастасии Ремезовой). Возможно, кто-то почувствует дальнее родство с африканским племенем («Африканские ритмы» Лидии Горшковой, «Африкана» Софьи Кушкумбаевой) – что ж, импровизируйте, фантазируйте вместе с художниками ДПИ, и вам не будет скучно! Насладиться красочным великолепием этой выставки и почувствовать пульсацию сердец её авторов можно до начала сентября.

Хочется поблагодарить всех, кто помог организовать эту выставку  – председателя Саратовского отделения СХР Николая Бунина, куратора Ольгу Кочеткову, преподавателя городской детской художественной школы Наталью Никифорову и её коллег, преподавателей СПО ДПИ Саратовского технического университета  Наталью Щербакову и Татьяну Камышникову, а также всех художников-участников выставки «Рукотворное пространство».

Радует, что к художникам-прикладникам нашего города присоединились участники из области: Ирина Малашенко, Ольга Лухманова, а ещё то, что возрастной диапазон участников выставки практически безграничен. От наших «старейшин», живописцев и графиков, Валентины Медведкиной (цикл «Времена года» в технике квилт), Нины Семеновой («Рыбы» и др. – квилт), Марины Милавиной («Городской мотив», «У печки» - батик), расширивших рамки своих основных направлений,  до студентов и выпускников художественных колледжей и вузов. Главное, что преемственность поколений саратовских художников, несмотря ни на что, сохраняется.

Юлия Сергеева

dpi_98_ dpi_90_ dpi_70_ dpi_64_