От Корпорации МСП саратовскому бизнесу ни жарко, ни холодно. Что нашла в ее работе Счетная палата РФ

Счетная палата РФ признала работу Корпорации МСП как института развития бизнеса неэффективной. Таковы результаты проверки деятельности организации за 2016-2019 годы. Как заключили специалисты СП, на малый и средний бизнес Корпорация влияла незначительно. С 2015 и по июль 2020 года поддержку через Корпорацию МСП получили более 34 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, общая сумма составила 658,4 млрд рублей. Это обеспечило консолидированный объем поддержки в размере 1,4 трлн. Но число предпринимателей, получивших поддержку в рамках Национальной гарантийной системы (ее банки-участники координируются Корпорацией) составило менее 1% от среднего количества субъектов МСП, появившихся в 2016-2020 годах. Из этого Счетная палата делает вывод, что меры помощи бизнесу применялись локально. Выполнить основной показатель Стратегии развития МСП по доле кредитов субъектам малого и среднего бизнеса в общем кредитном портфеле юрлиц Корпорации так и не удалось. Как поясняется в отчете Счетной палаты, по плану доля кредитов малому бизнесу в общем портфеле должна была расти до 20% к 2020 году, а вместо этого с 15,15 в 2018 году она за пару лет упала до 10,15%. «Как показал проведенный анализ, его фактическое исполнение не только не соответствует целевым значениям, но и снижается из года в год. Сложившийся тренд формирует риски, что показатели будущих периодов также не будут достигнуты», - заключает Счетная палата. Неодобрение Счетной палаты вызвало и то, что в краткосрочных и среднесрочных программах Корпорации МСП ставились легкодостижимые показатели, которые очень просто перевыполнить, что и происходило. По всем индикаторам ежегодных и трехлетних программ перевыполнение составляло от 500 до 9000%. По мнению ревизоров Счетной палаты, Корпорация оценивала не конечный результат оказания помощи бизнесу, а масштаб мер поддержки и объемы потребительского спроса. Так, например, подсчитывалось число уникальных пользователей сервисов портала Бизнес-навигатора, динамика посещений официального сайта Корпорации, сокращение сроков оценки планов по закупкам у малого бизнеса конкретных федеральных заказчиков и общая динамика позитивных упоминаний Корпорации развития в СМИ. А планы по субсидиям для малого бизнеса не выполнялись. Причем, некоторые компании, получавшие поддержку как субъекты МСП, на проверку оказывались принадлежащими к группам, представляющим крупный бизнес.
Среднемесячная зарплата сотрудников самой Корпорации развития, не считая членов ее правления, превышала среднюю зарплату в финансовой и страховой сфере по Москве более чем вдвое: 0,38 млн рублей в Корпорации и 0,18 млн в финансовых компаниях столицы в 2018-2020 годах.
Размер выпадающего дохода Корпорации в связи с длительными сроками подтверждения целевого использования средств, как подсчитала СП, составил 361 млн рублей, в том числе 128 млн в 2019 и 67 млн рублей в 2020 году. Также в ходе проверки вскрылось, что не все дочерние структуры Корпорации исполняют законодательство о раскрытии информации. В правительство РФ направлены предложения палаты включить в дорожную карту стратегии поддержки бизнеса системный анализ работы институтов развития в сфере малого и среднего предпринимательства. Вопрос об оценке эффективности мер поддержки бизнеса, которые сейчас предлагает Корпорация МСП, Счетная палата предлагает рассмотреть федеральному Минэконому. Также предлагается пересмотреть значения главного индикатора — доли кредитов малому бизнесу в общем портфеле кредитов для юрлиц и ИП, показателей, установленных сейчас на 2025 и 2030 год в нынешних условиях едва ли получится достичь. По мнению президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, в механизмах поддержки бизнеса наблюдается очевидный разрыв. Если например Фонд развития промышленности действительно оказался эффективным инструментом для производственных компаний, то для других секторов малого и среднего бизнеса аналогичных средств поддержки не так много.
- Период пандемии показал, что именно такой средний бизнес оказался в самом уязвимом положении, поскольку не мог рассчитывать на поддержку ни как МСП (поскольку был слишком велик для того, чтобы фигурировать в реестре субъектов МСП), ни как крупный (поскольку, очевидно, не дотягивал до требований к системообразующим компаниям), - цитирует Александра Шохина сайт Счетной палаты.