От забастовки спичечниц к отмене кухонного рабства - как женщины придумали 8 Марта и что из этого получилось

На горизонте показался Международный женский день 8 Марта и «Бизнес-вектор» продолжает свой экскурс в историю. Откуда же пошел самый женский из всех праздников и как его основательницы бросили вызов крупному капиталу — расскажем обо все по порядку.

8 Марта последние годы оказался праздником спорным. Кто-то называет его наследием советского прошлого, хотя праздник старше СССР и зародился в Европе, кто-то до сих пор мечтает загнать виновниц торжества на кухню. Между тем, 8 Марта — это далеко не мимоза всем причастным. Создавался и задумывался не как день женщин вообще, а женщин трудящихся. День защиты их прав и интересов. Но в том числе — и права оставаться женщинами и получать цветы в подарок.

Хлеба и роз

Историю праздника следует начинать с подъема женского движения в XIX столетии. В этот период у нас идет научно-технический прогресс, развивается промышленность. И этой промышленности не хватает рук. Фабрики пожирают всех, от кого можно добиться участия в производственном процессе — и мужчин, и женщин, и детей. Последние две категории получают меньше. Не всю работу им поручишь, а если владелец фабрики может платить кому-то меньше — он так и поступит, все по Карлу Марксу. Над термином «социально ответственный бизнес» тогдашние фабриканты смеялись бы в голос. Им никто не мешал платить женщинам и детям копейки. Это было выгодно и не запрещено законом, точка. Одним словом, перед тем, как женщины впервые отметили 8 марта, вопрос о правах женщины трудящейся назрел 40 раз. Так, 2 июня 1888 года в Лондоне случилась массовая забастовка спичечниц. Под таким названием она и вошла в историю. На улицы вышли женщины и девочки-подростки. Условия труда у работниц спичечной фабрики по уровню вреда здоровью недалеко ушли от урановых рудников. Они трудились по 14 часов в сутки в парах белого фосфора, получая хроническое отравление, которое за несколько лет приводило к смерти или неизлечимому уродству. Мы пощадим нервы наших читателей, но желающие могут погуглить, что такое «фосфорная челюсть» и ужаснуться.
Организаторы забастовки требовали не просто улучшения условий труда - они добивались запрета на использование белого фосфора в спичках вообще. Более безопасный красный фосфор был известен еще с середины XIX века, но он был дороже. Прошло больше 10 лет прежде чем фабриканты дрогнули, в 1901 году фабрика Брайанта и Мэя объявила о прекращении использования белого фосфора в производстве. В 1908 году запрет на белый фосфор в спичках приняла Палата общин Великобритании. Так что как знать, мы вполне могли бы праздновать Международный женский день 2 июня.
Но еще более крупная забастовка женщин произошла как раз 8 марта 1912 года. В Нью Йорке вышли на улицы работницы текстильной промышленности. Женщины требовали безопасных условий труда, сокращения рабочего дня с 12 часов до 10 (8-часовой рабочий день появится только в СССР). Демонстрантки вышли на улицы с песней «Хлеба и роз». Она стала своеобразным гимном женского движения. Женщине нужно нечто помимо хлеба - уважение и любовь. Сама фраза, легшая в основу песни, взята из речи американской социалистки Роуз Шейдерман: «Хлеба для всех и роз тоже». Хлеба и роз! Хлеба и роз! Когда мы маршируем, маршируем, мы сражаемся и за мужчин. Ведь они рождены женщинами – и мы снова позаботимся о них. Наши жизни не должны быть страданием с рождения и до самой смерти. Сердца нуждаются в пище точно так же, как и тела. Дайте нам хлеб, но не забудьте и про розы! За пару лет до забастовки под лозунгом «Хлеба и роз» в Копенгагене прошла Вторая Международная конференция социалисток. И вот там впервые заговорили о женском дне. Идею отмечать его выдвинула Клара Цеткин. Одной из целей была названа борьба за всеобщее избирательное право для женщин. До 1914 года женщины этот день отмечали, но просто в марте, кто когда мог. Так, Германия, Австрия, Дания и Швейцария сначала отпраздновали его 10 марта, приурочив к Мартовской революции 1848 года в Пруссии. Потом дата перетекла на 12 мая. В России и Франции его праздновали 2 марта в 1913 году, массовыми демонстрациями, поддержали Австрия, Чехия, Швейцария и Венгрия. Голландия отмечала 9 марта, Германия — 12-го. К тому моменту женщины уже более полувека спорили с обществом за право получать высшее образование, участвовать в общественной жизни и выбирать профессию по душе. Женщины из низших слоев не имели защиты ни от фабриканта, ни от собственного мужа. Жены фабрикантов тоже не могли похвастаться свободой. В той же Англии женщина не имела собственных средств, ее имуществом распоряжался муж, во многих странах женщины не имели права заключать сделки, сами вести дела. С женским образованием тоже все непросто. Когда понадобились кадры, стали учить и женщин, но добиваться этого пришлось с боем. Старая мораль, утверждавшая за женщиной исключительно роль жены и матери, висела гирей. Медицина? Да вы с ума сошли, анатомия — это же неприлично! Живопись? Только детей и цветочки, никакой обнаженной натуры, даже если это гипсовая копия статуи Аполлона. Где-то со скрипом и треском разрешали женщине получать медицинское образование, но лечить им позволялось только женщин и детей. В России то открывали женские курсы, то запрещали им принимать слушательниц. В Европе то пускали дам вольными слушательницами на университетские лекции, то гнали прочь под шипение газетчиков. Карикатуры на дам на привычно мужских профессиях вроде адвоката или полицейского, как на рисунке внизу, не сходили со страниц тогдашней прессы. Но мы назвали фамилию автора идеи праздника. Кто же такая Клара Цеткин, о которой к 8 Марта обычно и вспоминают.

Клара и Роза

Предложила учредить женский день уроженка города Видерау в Саксонии. Когда-то ее звали Клара Айснер. Политическая деятельница, участница немецкого и международного коммунистического движения, одна из основательниц Компартии Германии. Дочь крестьянина и сельской учительницы, внучка участника Французской революции 1789 года и наполеоновских походов заодно Жана Доминика Витале. Будущая создательница 8 Марта училась в частной школе в Лейпциге, познакомилась там со студентами-эмигрантами и за одного из них вышла замуж. Это был одессит Осип Цеткин, наш революционер-народник, перебравшийся за границу из-за преследований властей. Революционная семья изъездила всю Европу, но большую часть времени прожила во Франции. Супруги вырастили двоих детей. Жили бедно, Осип - журналист, Клара - учительница. В 1889 году она овдовела, мужа скосил туберкулез. Как политический деятель Клара начинала в Социал-демократической партии Германии. Но во время Первой мировой партия раскололась на почве отношения к этому действу, в декабре 1918 года в Германии появляются свои коммунисты, 31 декабря - это не только новый год, а еще и день рождения КПГ. Наша героиня дружила с Лениным и Крупской, даже брала у вождя большевиков интервью в 1920 году, и регулярно избиралась от Компартии в Рейхстаг. Но вскоре в Германии завелись нацисты и под занавес, незадолго до того, как они окончательно взяли власть, Клара эмигрировала в СССР. До того ужаса, что случился на ее родине потом, она не дожила, умерла в 1933 году. Ее близкая подруга Роза Люксембург, чье имя тоже часто вспоминают в связи с 8 Марта, родилась в Польше, которая тогда, в 1871 году, была частью Российской Империи. Участница польских революционных кружков, в дальнейшем - тоже одна из основательниц немецкой компартии. Происходила из обеспеченной семьи, получила хорошее образование. В юности познакомилась с революционерами, пряталась от полиции за участие в польском революционном подполье, изучала юриспруденцию и политэкономию в Цюрихе. В 1897 году защитила диссертацию на тему «Промышленное развитие Польши», получила степень доктора государственного права, через год переехала в Германию. Клара и Роза очень дружили, хотя в 1907 году крепко рассорились, когда более молодая революционерка, Роза была на 14 лет младше подруги, влюбилась в ее старшего сына Константина Цеткина. Юноша сначала восхитился Розой как блестящим оратором на съезде Второго интернационала, а от совместного изучения марксизма дошло и до любви. Помирились подруги только когда Клара развелась со своим вторым мужем, художником Георгом Цунделем, за которого вышла после 10 лет вдовства. Клара Цеткин намного переживет свою подругу. Роза погибнет в 1919 году, и убьют ее немецкие социал-демократы, опасаясь, что выступления коммунистов толкнут страну к гражданской войне. Она была арестована в Берлине и убита конвоем по дороге в тюрьму. Историк Исаак Дойчер писал, что с этим убийством «свой последний триумф праздновала кайзеровская Германия и первый — нацистская». На том месте, где у южного берега Ландвер-канала было найдено тело Розы Люксембург, сейчас поставлен ей памятник.

Не только розы

А теперь вернемся к празднику. По иронии судьбы, 8 марта и 23 февраля в некотором роде один и тот же день. Потому что 8 марта по новому стилю, это 23 февраля - по старому. В этот день в 1917 году в России проходят демонстрации работниц - против войны, дороговизны и тяжелого положения трудящихся женщин. Колонны заполонили улицы Петрограда, хлынули на Невский проспект к Городской думе. Праздником 8 Марта становится в Советской России в 1921 году, по решению 2-й Коммунистической женской конференции, именно в память об участницах той демонстрации. А вот выходным днем он станет намного позже, в 1966 году. Надо сказать, что в довоенном СССР понятие «праздник» и «нерабочий день» совпадало далеко не всегда. Нерабочими могли делаться даты не праздничные, а памятные, даже траурные. Например, до 1951 года такой датой было 22 января — день памяти жертв Кровавого воскресенья. А 8 Марта отмечали, но не праздновали. В 30-х годах никто не обращался с газетных передовиц с поздравлениями к советским женщинам. Тогдашние издания давали, как бы мы сказали сейчас, тематические публикации — о женщинах-ученых, передовых работницах, революционерках. Но ни мимозы, ни открыток тогда не было, не принято. Впрочем, 23 февраля тоже отмечали только военные. Никому бы в голову не пришло поздравлять с этим праздником, например, школьников. С 1975 года Международный женский день начинает отмечать ООН. В настоящее время он является праздничным не только в бывшем СССР. Его отмечают в странах Африки, в Китае (здесь он не выходной, но для женщин этот рабочий день - сокращенный), Монголии, Лаосе и Германии. Между прочим, жизнь женщин в ФРГ и ГДР отличалась достаточно заметно. В ФРГ женщина до 1977 года не имела права работать без письменного разрешения мужа. А до 1958 года он вообще мог прийти на работу к жене и договориться с начальством, чтобы ее уволили. Просто так, потому что дома надо сидеть, Kinder, Küche, Kirche. В США все тоже было не сильно весело. Там женщин пошли разгонять по кухням как раз после Второй Мировой войны. Когда вернувшимся с фронта мужчинам понадобились рабочие места, женщина из друга и помощника превратилась в конкурента. «Клепальщица Роузи» была нужна, пока мужчины сражались. А после ей безо всяких благодарностей указали на дверь. Может быть, именно поэтому борьба за права женщин приобрела на Западе такой агрессивный тон сейчас. Просто дамы ничего не забыли. Совладал ли СССР с постулатом «место женщины на кухне»? И да, и нет. Мещанство в женском вопросе порицалось на государственном уровне. Женщин чествовали как тружениц, за производственные успехи. 8 Марта в Советском Союзе — это не день женщин вообще, а день трудящейся женщины. Солидарной со своими подругами из разных стран. Идейную составляющую праздника отлично из поздравительных открыток. Они появились с конца 50- годов. Сначала они выдерживались в прежней тональности. подчеркивая, что это праздник женщины-труженицы. Но чем дальше к 60-70-м годам, тем больше там лирики. Женщина — твоя коллега, товарищ по работе, опытный специалист. Но в этот день, товарищ, подари ей цветы. Ты же коммунист! Что же дальше? А дальше, после краха СССР, этот праздник порядком размыло. И у многих появились причины его не любить. Если женщина на работе вертится как белка в колесе, а раз в году на корпоративе ей вручают наспех купленные в соседнем «Перекрестке» чахлые тюльпаны, симпатии к празднику и дарителям у нее точно не возникнет. Из дела общественного праздник стал делом личным. Как его отмечать, теперь каждый решает сам. И там, где женщину уважают и любят, 8 Марта как было праздником, так им и остается. Историю праздника вспоминала Маргарита Нерода