Почему надо смотреть «Слово пацана. Кровь на асфальте»: гид по сериалу

В ноябре онлайн-кинотеатры Wink.ru и START представили два первых эпизода драматического сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» (18+), события которого разворачиваются в конце 1980-х годов. Сериал взял главный приз фестиваля онлайн-кинотеатров «Новый сезон» как самый ожидаемый проект сезона. Как любое яркое и самобытное авторское высказывание, новую работу режиссера Жоры Крыжовникова активно обсуждают в профессиональной среде и вне ее. Разбираемся, почему сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» обязательно надо посмотреть. Режиссер Жора Крыжовников — один из самых ярких и востребованных кинорежиссеров нашего времени, проекты которого завоевали любовь миллионов российских зрителей. Уже первый полнометражный фильм Жоры — комедия «Горько!» (16+) 2013 года собрал в прокате в 18 раз больше бюджета картины (27,4 млн долларов и 1,5 млн долларов соответственно). При этом популярное у зрителей кино одновременно высоко оценили критики. В рецензиях отмечали рождение нового комедийного режиссера с огромным потенциалом, нестандартными приемами и трезвым взглядом на нашу жизнь. Режиссер снял еще несколько комедийных картин, которые также полюбили зрители — «Горько! 2» (18+), «Самый лучший день» (16+), третий сезон сериала «Кухня» (16+), «Ёлки новые» (6+). В 2018 году Жора Крыжовников представил драмеди «Звоните ДиКаприо!» (18+) с элементами сатиры на киноиндустрию. Проект получил множество премий и наград как лучший мини-сериал и даже прорыв года. В 2020 году вышел драматический блокбастер «Лёд 2» (6+), который собрал в кинопрокате более 1,5 млрд рублей — больше чем первый «Лёд», что бывает исключительно редко. В 2023 году Жора выходит за рамки сложившегося реноме и готов сказать новое слово — пацана, который родился в небольшом закрытом городе Арзамас-16 (ныне Саров). Сценаристы У сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» два по-настоящему звездных сценариста — это сам Жора Крыжовников и Андрей Золотарёв. У каждого из них — большое количество сценариев для громких кино- и сериальных проектов. Есть у них и опыт совместной работы над киносценарием — это фильм «Лёд 2». Однако впервые они вместе трудились над сериалом. Время Конец 1980-х — один из самых сложных и противоречивых периодов в истории страны. Перестройка вызвала тектонические сдвиги в СССР, который скоро вообще перестанет существовать. Вместе с появлением свобод рушится система, ломаются казавшиеся вечными правила, рвутся экономические связи, вводятся талоны на продукты питания и водку. Будущий режиссер Жора Крыжовников встречает это время 10-летним школьником и, конечно, помнит его сам. В сериале «Слово пацана. Кровь на асфальте» точно и щепетильно воссозданы все детали и дух 80-х — интерьеры, одежда, еда, транспорт, дискотеки, видеосалоны, кооперативные магазины, школы, отделения милиции, неформальные «качалки» (спортивные клубы). Если звучат песни или упоминаются фильмы, то они были на слуху именно во время развития событий в сериале. Для Жоры и его команды нет мелочей, поэтому все зрители, кто лично застал и помнит тот период, испытают прилив ностальгии, хотя бы по временам, когда они были моложе. Но авторы сериала точно не романтизируют тогдашнюю жизнь. Это рассказ о времени, которое должно остаться в прошлом. Сериал снова и снова заставляет удивляться тому, какие испытания пережили люди и страна, какая сила в них заложена, чтобы противостоять злу. Авторы дотошно работали с массивом печатных и видеоисточников того времени, общались с очевидцами и консультировались с экспертами, включая нон-фикшн писателя и журналиста Роберта Гараева. Но на базе обширного документального материала они создали собственную художественную историю, персонажи и события которой вымышлены. Однако всё проработано с таким вниманием, что порой сериал напоминает документальные съемки. Сюжет В условиях всеобщей потерянности и нищеты, пока родители борются за выживание, брошенные дети сбиваются в уличные стаи. Когда старое изживает себя — стихийно возникает альтернатива с понятными правилами жизни, поддержкой и словом пацана, которое крепче клятвы. Школьник Андрей, чтобы защитить себя от прессинга хулиганов, заводит дружбу с пацанами. Случайный знакомый — Марат — становится для Андрея и зрителя проводником в сложноустроенный пацанский мир. Разборки с другими «улицами» и совместные выезды за добычей, дискотеки и видеосалоны, первая любовь и первые потери, верность и предательство складываются в историю о потерянном поколении и 80-х. «Улица» шаг за шагом разрушает жизни и самих ребят, и их близких. Расплата и разочарование неизбежны, но за безвременьем и черной полосой придет осознание простых истин и смыслов. Появятся мечты о новой жизни, путь к которой для всех, кто тогда оказался под обломками времени, будет долгим и чрезвычайно сложным. Место действия События сериала могли бы разворачиваться практически в любом городе страны. Об этом говорят и авторы, и актеры, и критики, узнавая в происходящем на экране то, что когда-то могло быть буквально в соседнем дворе. В сериале это некий обобщенный город, хотя локации проекту подарил Ярославль — именно там проходили натурные съемки. И такая «обезличенность» места действия — сознательный выбор авторов, которые не хотели связывать историю и поднятые проблемы с каким-то конкретным географическим названием, поднимая их на общий уровень. Главные герои 14-летний школьник Андрей (Леон Кемстач) — обычный мальчишка, интеллигентный и аккуратный, учится в музыкальной школе. Легкая добыча для настоящих пацанов, которые начинают трясти с него деньги. Живет с мамой и маленькой сестрой. Судьба сводит Андрея с ровесником, хулиганом и двоечником Маратом (Рузиль Минекаев), который уже пришит к уличной стае и умеет постоять за себя. За ним Андрей входит в пацанский круг. Вова Адидас (Иван Янковский) — сводный брат Марата, только что вернулся из Афгана. Он и до армии был авторитетом, а после возвращения становится главным в сообществе пацанов. Мама Андрея (Юлия Александрова) в одиночку поднимает двух детей. Уставшая и замотанная, не очень понимающая, какие изменения происходят вокруг. Шокирована выбором сына, который навсегда изменит размеренную жизнь семьи. Отец Марата и Вовы (Сергей Бурунов) — успешный инженер авиазавода, которому прочат повышение. Дом, как говорится, полная чаша. Не может поверить, кем стали его дети, осознать и принять это. Инспектор по делам несовершеннолетних Ирина (Анастасия Красовская) ненамного старше своих подопечных. Пытается спасти Андрея от улицы и у них завязываются взаимоотношения. Офицер милиции Ильдар (Антон Васильев) — знакомый семьи Андрея. Будущий руководитель отдела по борьбе с организованной преступностью. Старается спасти Андрея более жесткими методами, чем это делает Ирина. Медсестра Наташа (Елизавета Базыкина) выхаживает Вову, когда тот оказывается в больнице. И он всеми способами добивается ее расположения. Айгуль (Анна Пересильд) — примерная девочка и успешная ученица музыкальной школы, которая очень понравилась Марату. Линия развития их отношений — одна из ключевых для сюжета.  Почему нужно смотреть?
  • Новый проект одного из самых успешных режиссеров России — Жоры Крыжовникова.
  • Любимые звезды и совсем молодые актеры, которым сериал дает сильный старт.
  • Честное и откровенное авторское высказывание о перестроечном поколении.
  • Точное воссоздание атмосферы и жизни 1980-х без ностальгической снисходительности.
  • Самый ожидаемый сериал сезона 2023/24 года и не только.
  • «Слово пацана. Кровь на асфальте» скорее всего выйдет за рамки текущего сезона — он имеет все составляющие, чтобы стать одним из легендарных сериалов.