Поле для битвы — Саратов: сразу три агрохолдинга претендуют на регион как базу переработки подсолнечника

В ближайшее время сразу три агрокомпании — московское «Русагро», ростовский «Астон» и «Нижегородский масложировой комбинат» - могут зайти в Саратовскую область с планами по запуску завода по переработке семян подсолнечника. Регион, правда, уже оккупирован «Русагро», а «Астон» и НМЖК также борются за место под солнцем Оренбуржья. «БВ» писал о том, что «Астон» Владимира Викулова на ПМЭФ подписал инвестиционное соглашение с главой Оренбуржья Денисом Паслером. АО планирует построить в Бузулуке маслоэкстракционный завод, а также производство масла из льна, рапса и других масличных культур, сообщает Ъ. Инвестиции составят 10 млрд рублей. Напомним, что об аналогичных планах в отношении "Волжского терминала" в Балаково в свое время заявлял Владислав Буров, однако они так и остались нереализованными. В Оренбуржье же строительство завода в перспективе грозит созданием логистического хаба, ориентированного на экспорт. Тогда же об аналогичных планах на Бузулук заявил «Нижегородский масложировой комбинат». Предприятие собирается уже в третьем квартале этого года начать строительство комплекса переработки масличных культур стоимостью 24,5 млрд рублей, что приблизит его по объемам переработки к лидеру рынка «Русагро». Две площадки не просто в одном регионе, а даже в одном городе — для Оренбуржья это слишком. Видимо, поэтому гендиректор ГК НМЖК Алексей Масленников дал интервью Lenta.ru, в котором откровенно об этом и говорит. Он попытался перетянуть оренбургское правительство на свою сторону, апеллируя к тому, что предприятие уже давно имеет на Оренбуржье свои производственные площадки. Компания зашла в регион еще в 2003 году — сначала на Оренбургский маслоэкстракционный завода, в 2015 году запустили новый МЭЗ в Сорочинске.
- Во многом благодаря нам Оренбургская область вышла в лидеры в России по объему производства высокоолеинового масла. На сегодняшний день мы вложили уже больше 10 миллиардов рублей в создание в регионе интегрированного производственно-логистического кластера Сорочинск-Бузулук, - отмечает гендиректор.
В новый завод НМЖК готов инвестировать 23,4 млрд рублей. Это будет не только МЭЗ, но и линии по производству готовой продукции - фасованного в бутылки подсолнечного масла, майонезов, соусов. Производственные мощности составят 125 тыс. тонн бутилированного масла и 80 тыс. тонн майонезов и соусов. При этом Масленников уверен, что никакие другие площадки в Оренбургской области НМЖК не подойдут. - В регионе больше нет локаций, где было бы все необходимое для реализации такого масштабного проекта, как наш интегрированный комплекс, - считает он. Говоря о проекте «Астона», гендиректор констатирует, что по объему инвестиций он вполовину меньше планируемого НМЖК завода. И убежден, что для двух таких заводов в регионе просто не будет сырья: это меньше половины нашего проекта, но в любом случае правительство области теперь стоит перед выбором — какой из проектов будет реализован, так как для двух проектов в регионе просто не хватит сырья: сейчас половину из 1 млн тонн подсолнечника, выращиваемого в Оренбуржье, перерабатывает НМЖК, его новый завод потребует еще 1 млн тонн сырья в год.
- И наш проект, и проект «Астон» предусматривают постепенное увеличение производства и ввоз сырья из соседних регионов для переработки, так как оренбургского подсолнечника просто будет не хватать для загрузки мощностей. Два новых маслоэкстракционных завода области не нужны — нет столько подсолнечника, - считает Алексей Масленников.
Гендиректор уверен, что Денису Паслеру придется выбрать только один проект. И рассчитывает, что отбор будет производиться «на конкурентной, конкурсной основе». Тогда у НМЖК есть все шансы победить: инвестировать он готов в два раза больше, налогов будет платить тоже на 1 млрд рублей больше да и рабочих мест у него будет создано на 200 больше. При этом Масленников опасается, что в рамках меморандума «Астону» все же будет выделена земля. Хотя и считает, что это должно быть сделано в рамках конкурсных процедур как и любой элемент господдержки. В качестве превентивной меры НМЖК обратилось к Денису Паслеру, в правительство Оренбургской области, в заксобрание региона, реготделение «Единой России» с просьбой «помочь обеспечить состязательность выбора проекта в Бузулуке, открытость и прозрачность процедуры».
- Мы уже провели колоссальную работу ​​— проект комплекса находится в высокой степени готовности — подобраны все поставщики технологического оборудования, подготовлен бизнес-план, завершается проработка технологической части документации, решается вопрос с банками по поводу предоставления инвестиционных кредитов, - заключил Масленников.
Если же в Оренбурге у НМЖК не срастется, у компании есть «план Б» - поиск производственной площадки в соседних регионах — Саратове и Самаре. Тем более, что в Саратовской области у холдинга уже имеется элеватор. Интересно, знает ли об этих планах правительство Саратовской области и министерство экономической политики? Может быть, ведомства уже направили производителю заманчивые предложения и перечень земельных участков для размещения? Напомним, что «Астон» Вадима Викулова в последнее время нацелился не только на Бузулук. Весной он заявлялся на участие в торгах по имуществу банкротящегося ООО «Волжский терминал». А в июле получил согласие ФАС РФ на его приобретение. Правда, все планы ему сломал Вадим Мошкович и «Русагро»: залоговый кредитор отменил торги, а потом повысил цену на имущество с 2,8 млрд рублей до 3,1 млрд рублей.
Так что планы что НМЖК, что «Астона» на Саратовскую область могут обойтись им весьма дорого. Кажется, Вадим Мошкович сделает все возможное и невозможное, чтобы здесь у него не появились конкуренты.
В этой ситуации, у НМЖК есть шансы остаться в Оренбуржье, а у «Русагро» - выкупить «Волжский терминал», нарастив свое присутствие на Саратовщине. «Астон» же может остаться ни с чем. Хотя во всех этих вопросах речь идет не об объемах инвестиций и отчислений в бюджет, а скорее о политике. Чья условная политическая «крыша» окажется круче, тот и победит. «БВ» будет следить за развитием событий.