Последний отчет Михаила Петриченко: карантинные запреты, долги по закупкам и аппетиты "Водоканала". Чем занимался саратовский бизнес-омбудсмен в 2021 году

Самой актуальной проблемой для бизнеса в Саратовской области остаются карантинные ограничения и их последствия, сильное административное давление и бюрократические препоны. Об этом говорит доклад о деятельности уполномоченного по правам предпринимателей в регионе Михаила Петриченко за 2021 год. Ушедший 2021 год стал для саратовского бизнес-омбудсмена последним в его работа на этой должности. В декабре он ушел с поста в связи с истечением полномочий. На должность бизнес-омбудсмена была рекомендована вице-президент саратовской ТПП Полина Московская. За 2021 год к уполномоченному за помощью и разъяснениями по поводу того, как работать в карантин и как его пережить, обратилось более 600 предпринимателей, как письменно, так и лично. Выживание в условиях карантина и после него стало одной из основных тем их обращений. В качестве мер поддержки пострадавших от ограничений отраслей в регионе были введены налоговые льготы для 12 видов бизнеса. Но этого, как показала практика, было явно не достаточно. Предложения же бизнес-омбудсменов в разных регионах определять нуждающихся в помощи не по ОКВЭДам, а по снижению выручки на 30% и более или же распространить поддержку на дополнительный ОКВЭД из перечня пострадавших отраслей, поддержки не нашло. Не дождались помощи и саратовские самозанятые. Саратовский минэконом признал, что больше всего локдаун ударил как раз по тем видам деятельности, где самозанятых больше всего - по услугам фотографов, парикмахеров, швей, по сфере развлечений. Из более 72 тысяч субъектов МСП в Саратовской области, поясняется в отчете уполномоченного, на прямую финансовую поддержку могут претендовать около 13 тысяч.
Еще одна проблема, на которой заостряет внимание Михаил Петриченко в докладе, это соблюдение баланса публичных и частных интересов при применении органами власти запретов на ведение бизнеса. Так, серьезный удар в связи с карантинными мерами получили владельцы детских площадок и игровых комнат в торговых центров. Они просидели без работы более 9 месяцев, при этом никакого моратория на арендные и коммунальные платежи, налоги и другие обязательные выплаты для них наложено не было.
Только после обращений уполномоченного в Роспотребнадзор и областное правительство с 20 января 2021 года детским площадкам в ТЦ разрешили открыться. Заметим, что с 1 февраля 2022 года их работа вновь оказалось под запретом по указу вице-губернатора. Пока на срок до 17 февраля. Индекс роста МСП в Саратовской области в 2021 году на протяжении первых двух кварталов был отрицательным, на уровне -4 и -1 соответственно. Только в 3 квартале он достиг показателя 9, что означало переход в стадию умеренного роста. Но и к 3 кварталу, отмечается в документе, в целом по стране в наихудшем положении оказались туристическая сфера и строительство. На умеренный рост вышел общепит, который стал постепенно восстанавливать обороты, но эта отрасль существенно растеряла кадры. Так и не восстановилась до докризисных значений работа кинотеатров и в целом деятельности в области искусства и развлечений.
В Саратовской области, заключает уполномоченный, развитие сектора малого и среднего предпринимательства больше всего тормозит неопределенность экономический ситуации, высокие налоги, падение спроса на внутреннем рынке, закредитованность, высокие ставки на аренду и коммунальные тарифы, административные барьеры и недостаток квалифицированных кадров.
Еще одна острая проблема, с которой бизнесмены обращались к уполномоченному в 2021 году очень часто - это неисполнение чиновниками, особенно муниципальными, обязательств по контрактам. С жалобами на не спешащие платить по счетам муниципалитеты в приемную омбудсмена шли бизнесмены не только из Саратовской области, но и из соседних регионов. Так, Энгельсский район не спешил платить компании из Петербурга за ремонт школы, даже срок предъявленного в комитет по финансам исполнительного листа успел истечь, когда представители компании обратились за поддержкой в аппарат омбудсмена. Судебные приставы бездействовали. Только после внесения представления прокуратуры Энгельса чиновники погасили долг перед подрядчиком, и то частично. Администрация осталась должна 337 тысяч рублей процентов. Обращаться с запросами в прокуратуру по поводу несвоевременных выплат бизнесу в Энгельсе Михаилу Петриченко приходилось неоднократно. МУП «Энгельс-Водоканал» тоже не спешил платить по счетам своим подрядчикам. Аналогичная ситуация наблюдалась и в Балаково, где в должниках оказался местный МУП «Комбинат благоустройства». Вместе с тем когда ресурсоснабжающим организациям нужно получить от бизнеса платежи, они действуют очень оперативно. Правда, к цифрам в платежках много вопросов. Вопрос о законности размера оплаты за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в 2021 году подняли многие предприятия Саратовской области, которые стали получать огромные счета за свои стоки. Нормы по чистоте этих вод были такие, что по качеству стоки должны были превышать ту воду, которая поступает через водопровод. Тема эта обсуждалась на многих площадках, включая Торгово-промышленную палату области, где вопрос обсуждали главные инженеры саратовских заводов вместе с министром промышленности региона Андреем Архиповым и «КВС-Саратов». Концессионер «Саратовводоканала» ссылался на новые правила водоотведения и перекладывал всю ответственность на сами предприятия. Гендиректор саратовского завода АО «СЭЗ имени Орджоникидзе» Дмитрий Ханенко подчеркивал, что перейти на весьма жесткие нормативы в кратчайшие сроки заводы не могут и расценил новые требования как грабеж. Кроме того, сами ресурсоснабжающие организации, напомнил он, не принимают у заводов резервных проб воды и готовы только требовать и выписывать штрафы. С той же проблемой пришлось разбираться бизнес-уполномоченному в Энгельсе. МУП «Энгельс-Водоканал» в начислении платы за негативное воздействие на работу системы водоотведения проявил такое же рвение, как и саратовская организация. Одна из компаний попросила проверить начисления на предмет законности. Чтобы рассмотреть этот вопрос, Михаил Петриченко проводил совместный прием представителей бизнеса вместе с прокурором области. Поступали уполномоченному жалобы и на «КВС-Саратов».
Как заключил бизнес-омбудсмен, КВС проводит недостаточную разъяснительную работу с абонентами, а расходование средств, полученных от бизнеса за негативное воздействие на работу системы водоотведения с мероприятиями по ремонту и реконструкции этой системы не связано. Средства от платы за ПДК вообще отсутствуют в составе источников финансирования инвестпрограммы концессионера. «Энгельс-Водоканал» и «Балаково-Водоканал» в конце концов сумели с бизнесом договориться, кроме того, в Балаково плата за ПДК как раз идет на местную инвестпрограмму.
Также бизнес в 2021 году жаловался на отсутствие земельных аукционов по предоставлению участков под застройку. В Саратове, напоминаем, их практически нет. Еще одним источником неприятностей для предпринимателей стали проверки надзорных органов в части соблюдения правил использования земли. Очень часто оказывалось, что тот или иной участок чиновники с самого начала предоставляли с нарушениями, но отвечать за их просчеты приходилось именно бизнесу, который безо всяких компенсаций сгоняли с земли. Не все вопросы решены и с предоставлением мест под нестационарную торговлю и летние аттракционы, особенно в Саратове. Регулирование работы последних, что подтвердила и прокуратура, в администрации областного центра носит крайне противоречивый характер. В числе насущных проблем бизнеса остаются также высокие налоги, особенно на землю.