Проблема с кадрами и долг в 1,5 млрд рублей: что досталось ракетной корпорации вместе с «Молотом» и "Саратовским радиоприборным заводом"

Генеральный директор корпорации «Технологии ракетного вооружения» Борис Обносов рассказал о плачевной ситуация на двух саратовских заводах, связанных с оборонкой. Речь идет об АО «Петровский электромеханический завод «Молот» и АО «Саратовский радиоприборный завод». Военные твердо намерены спасти предприятия и уже дали денег. В интервью Обносова «Военно-промышленному курьеру» идет речь о проблемах, с которыми пришлось столкнуться ВПК страны в пандемийный год. В основном, они связаны с экономическими последствиями режима изоляции и санкций. Но были и вопросы, связанные с корпоративным строительством. Так, в 2019 году в состав КТРВ вошло важное для корпорации питерское АО «Концерн «Гранит-Электрон». В свою очередь, в него входят два саратовских завода - это АО «Саратовский радиоприборный завод» и АО «Петровский электромеханический завод «Молот». По словам Обносова, «они находятся в очень непростом финансово-экономическом положении».
- На «Молоте» средняя зарплата – около 14 тысяч. На Саратовском радиоприборном заводе повыше – около 34 тысяч. Но и долгов у него больше – полтора миллиарда. Благодаря корпоративной политике мы оказали ему помощь в размере этой суммы. Тем не менее, проблемы там пока остаются, причем достаточно серьезные, - сообщил он.
Причем, по словам Обносова, «сложным является и вопрос руководства». Недавно концерн «Гранит-Электрон» возглавил Игорь Пономарев, ранее стоявший у руля Северной верфи. - Тематику производства он знает хорошо. Надеемся, что совместными усилиями нам удастся вытянуть эти предприятия из долговой ямы, - резюмировал глава КТРВ. Напомним, АО «Саратовский радиоприборный завод» специализируется на разработке, производстве и поставках для ВМФ современных систем освещения надводной обстановки и целеуказания оружию. В конце прошлого года правительство Саратовской области признало наличие проблем у нескольких саратовских заводов, в том числе радиоприборного. Тогда же на совещании у губернатора Валерия Радаева стало известно, что Сбербанк списал предприятию 648 млн рублей кредиторской задолженности. Хотя именно он был инициатором подачи банкротного иска к заводу и добивался продажи с торгов его заложенных активов.
От попыток банкротить радиоприборный завод Сбербанк отказался в марте этого года, финансовые вопросы были урегулированы на федеральном уровне. Как выяснилось, с этим кредитором саратовским оборонщикам удалось распрощаться сразу после перехода под крыло холдинга «Тактические ракетные вооружения». Примеру Сбера последовала и корпорация «Гранит-Электрон», ранее выкатившая СРПЗ претензии на 600 млн рублей.
Теперь Обносову предстоит разобраться с претензиями на сумму в 120 млн рублей к заводу со стороны московской компании «Цифроник», которая успела вступить в дело о банкротстве радиоприборного завода. Причем, возможно, что сумма претензий будет увеличена на 90 млн рублей: ранее компания выиграла эту сумму в московском арбитраже. Входит ли она в уже упомянутые 120 млн рублей — неизвестно. Долг сложился в результате неоплаты саратовцами поставок по договору от 2015 года на сумму 76,5 млн рублей плюс проценты 14,4 млн рублей, а также проценты, начисляемые по ставке рефинансирования ЦБ РФ на 76,5 млн рублей с конца 2018 года по день фактической оплаты. Решение московского арбитража АО «СРПЗ» обжаловал в апелляции. Кроме этого, летом прошлого года завод судился в первой и второй инстанциях с тремя компаниями-поставщиками на сумму более 33 млн рублей. Количество исков не радует, однако оно все же меньше 2018 года и, возможно, покровительство КТРВ действительно позволит вытянуть саратовское предприятие из долговой ямы.
АО «Петровский электромеханический завод «Молот» расположен в Петровске и занимается выпуском приборов и систем управления оружием и боевых информационно-управляющих систем, а также тренажерных комплексов для ВМФ. Предприятие является основным поставщиком авторулевых систем для всех типов кораблей и судов.
Десять лет назад завод находился на грани банкротства. Его пытались загрузить с помощью того же концерна «Гранит-Электрон», а в 2010 году «Молот» получил субсидию из федерального бюджета на финансовое оздоровление, которая в массе своей пошла на погашение долгов перед коллективом и налоговыми органами. В 2012 году было принято решение о назначении нового директора «Молота», а вопросы загрузки планировалось решать в кооперации с «Саратовский радиоприборный завод». Однако весной 2013 года в отношении экс-директора «Молота» Рината Нигматдинова было возбуждено уголовное дело. Следствие подозревало его в злоупотреблении служебными полномочиями – якобы, действуя вопреки экономическим интересам предприятия, он отклонял поступающие заказы и переадресовывал их в ОАО «Саратовский радиоприборный завод». Предполагаемая упущенная выгода, по мнению следствия, составила более 88 млн. рублей. При этом «Саратовский радиоприборный завод» уже тогда являлся структурным подразделением основного заказчика «Молота» — концерна «Гранит-Электрон». А само петровское предприятие еще только готовилось присоединится к холдингу. Акционирование «Молота» завершилось в 2014 году, в 2015 году он успешно вышел из банкротства и был готов присоединиться к концерну. Тогда же была готова проектно-сметная документация технического перевооружения завода. В 2016 году всю компанию планировалось передать под крыло «Ростеха». В 2018 году на петровском предприятии была начата модернизация производства, закуплены современные станки и оборудование. В 2019 году завод объявил о втором раунде технического перевооружения. Общая сумма закупок превысила 300 млн рублей.
В декабре прошлого года глава Петровского района Денис Фадеев сообщил, что на заводе стартовала «оптимизация» кадров: планировалось уволить 30 сотрудников, 18 из которых — пенсионеры. По его словам, реорганизация штата — вынужденная мера, вызванная ростом издержек при не очень большом количестве заказов. При этом «Молот» открыл вакансии по другим специальностям.   
Чиновник также сообщил, что идет работа по поиску и заказов и загрузке предприятия на 2021 год, назвав его «очень перспективным в плане станков, технологий, опыта» и призвал саратовский минпром помочь в поиске заказчиков.