Прыжки с небоскреба на пляж и в больницу: как саратовскому «Лесстру» удается и миллиарды заработать, и на налоги не тратиться

В середине мая Управление капстроительства Саратовской области подписало контракт с компанией «Лесстр» на строительство инфекционной больницы ценой 292 млн рублей. От подрядчика требуется к 1 августа закончить два корпуса. Строительство больницы идет уже давно, сроки сдачи назывались самые разные, так что нельзя сказать, с нуля «Лесстр» будет их строить, или все-таки заканчивать. В последнем таком случае, прописанные в контракте земляные работы, видимо, будут оплачиваться задним числом. В любом случае, через два месяца объект предстоит сдать под ключ. Один за всех Интересен подход областных чиновников к привлечению субподрядчиков. Согласно условиям контракта, исполнитель обязан передать им работы на 35% от суммы контракта. Но это требуется лишь в том случае, если сам генподрядчик не является субъектом малого бизнеса или социально-ориентированной НКО. И вот тут-то и выясняется, что ООО ПСС «Лесстр» с прошлогодней выручкой под 2 млрд рублей – самый что ни на есть малый бизнес! Напомним, частная строительная компания «Лесстр», основанная семьей бизнесменов Гафановичей – известный в Саратове застройщик элитных небоскребов. Именно ему город обязан свечкой у Городского парка под громким названием «Мечта» и ряду других. Выручка компании в 2020 году составила 1,6 млрд рублей. Однако, несмотря на такой впечатляющий результат, «Лесстр», по данным ФНС на 10 апреля 2021 года, числится малым предприятием. Согласно положениям федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» №209-ФЗ, для того, чтобы отнести какую-либо компанию к малым предприятиям, должно быть выполнено хотя бы одно из условий. Это благотворительные фонды или госструктуры в учредителях, инновационная деятельность, резидентура в Сколково или среднесписочная численность работников, не превышающая предельных значений.
Судя по открытым данным, численность сотрудников «Лесстра» на 1 января этого года составляла 53 человека. Согласно закону, этого достаточно, чтобы считаться малым предприятием, в соответствующий реестр компания вошла еще в 2016 году, и не имеет значения, что по выручке «Лесстр» стоило бы считать средним бизнесом. Ведь для малого бизнеса максимальный доход определен в 800 млн рублей в год, а максимум для среднего установлен в 2 млрд рублей.
Как малый бизнес, «Лесстр» имеет полное право не привлекать никаких субподрядчиков и справляться с внушительными объемами собственными силами. Удивительно, что в реестре контрактов на портале госзакупок договор по больнице представлен так, что компания значится субподрядной организацией у самой себя. Хотя такого, согласно закону, быть не может. В документации указана даже цена субподрядного договора — 103,2 млн рублей из тех 292 млн, которые должен «Лесстр» получить за строительство больницы.  Подписанию контракта между Управлением капстроительства и «Лесстром» предшествовала внеплановая проверка. Заключать или не заключать договор с единственным заявителем, решала целая комиссия минэкономразвития региона в составе трех сотрудников из отдела контроля закупок. Комиссию не смутило ограниченное число работников в «Лесстре» и решение было положительным. И все — за одного Осваивать ниву бюджетных подрядов «Лесстр» начал не так давно, с 2019 года. До этого компания специализировалась на небоскребах, выбирая для себя скромную роль подрядчика. О том, как «Лесстру» удается осаждать выручку совсем не в той фирме, что работает на стройплощадке, «БВ» уже рассказывал. Здесь на помощь «Лесстру» приходит многочисленное семейство «Дублей». Застройщиком компания вообще предпочитает не выступать, работая по заказу кого-либо еще, как это сейчас происходит с ЖК «Паруса», проектом ООО «Приволжье Гранд». Первый самостоятельный тендер «Лесстр» получил летом 2019 года. На строителя небоскребов свалился подряд на детский сад на Лунной в Ленинском районе Саратова, ценой 175,3 млн рублей. Компания Гафановичей выступила единственным заявителем, никто другой интереса к детсаду не проявил, хотя в Саратовской области на тот момент уже имелся целый пул застройщиков, делавших выручку именно на социальных объектах. В процессе исполнения этот контракт по уже сложившейся в регионе традиции, подорожал на 11 млн – до 186,2 млн рублей. Всего у «Лесстра» в послужном списке 5 контрактов 2019-2020 годов плюс новый тендер на инфекционную больницу, впрочем, ее он, по слухам, строил и вне закупочных процедур. Как на все это многообразие хватало 53 сотрудников – большой вопрос. Впрочем, заказчиков такие тонкости, похоже, мало волнуют.
Интересно, что в первом тендере - по детсаду, схема «Лесстром», похоже, еще не была отработана. В реестре контрактов значится аж 19 договоров субподряда и более 10 компаний, их выполняющих. Этот трудовой коллектив разделил между собой работы на сумму 89,2 млн рублей. То есть, почти половину всего контракта, хотя по первоначальным условиям на субподряд можно было отдать только 15%. Зато в дополнительных соглашениях с гозаказчиком эту долю удалось без проблем увеличить. 
Субподрядчики детсад озеленяли, тянули проводку, оборудовали бассейн, ставили двери и лестницы, утепляли фасад, крыли крышу, проводили электричество и занимались внутренней отделкой помещений. Словом, «Лесстру» оставались только стены. А что с субподрядчиками сейчас? ООО «Стройтехгарант», заключавшее договор на штукатурные работы на сумму более 11 млн рублей с декабря прошлого года находится в ликвидации. Часть других участников процесса демонстрирует единичную штатную численность. Так, ООО «Строительная лига» на начало нынешнего года вообще не имело сотрудников, однако это не помешало ему получить по договору 10,5 млн рублей. В строившем в детсаде бассейн ООО «Фан-групп Волга» сейчас числится всего 1 человек. Монтировавшее за 1 млн рублей забор вокруг садика ООО «Метфаб» имеет двух сотрудников в штате. Контракт посыпали песком Интересно, что выполнение самого крупного контракта по строительству пляжа на новой набережной ценой 426,8 млн рублей, прекращено по соглашению сторон 1 декабря прошлого года. Договор был разорван, когда «Лесстр» выполнил практически все работы. Из цены контракта 426 818 483 рубля компания недополучила 9 рублей, все остальное областное управление капстроительства полностью выплатило. Разрыв контракта, практически полностью завершенного, очень частая практика у муниципальных и областных заказчиков в Саратовской области. Как пояснили «БВ» эксперты, знакомые с системой закупок, разрыв договора позволяет компании-исполнителю избежать занесения в реестр недобросовестных поставщиков в том случае, если в ее работах вскроются какие-либо серьезные недоделки. В случае с пляжем, чьи грунты отпугнули московскую фирму с большим опытом работы на подобных объектах, это наводит на тревожные мысли. Не исключено, что заказчик с самого начала ждал, что пляж может быть сдан с просчетами. Но исполнителя решено было пощадить и дать ему возможность избежать привлечения к ответу. Интересно, что никаких субподрядчиков на пляже при этом не наблюдалось, со всеми сложными грунтами «Лесстр», до сих пор не имевший никакого опыта подводных работ, разбирался единолично.  Как же так, с детским садом «Лесстр», выходит, один справиться не мог, а с пляжем — легко? И с больницей – тоже? Прямо какие-то многорукие Шивы у компании в сотрудниках, работающие, к тому же, круглосуточно. Только вот возможные косяки с пляжем пережить еще можно, а с инфекционной больницей – гораздо труднее. Не исключено, что и здесь с генподрядчиком придется расторгать договор досрочно. И если так – ждать осталось совсем недолго.
Согласно открытым данным, в 2019 году ООО ППС «Лесстр» уплатило 3,5 млн рублей НДС, 2 млн рублей налога на прибыль и 1,5 млн рублей пенсионных взносов, плюс еще по мелочи – всего на 8,5 млн рублей. . Выручка за тот же период составила 933 млн рублей. Таким образом, чемпион госстроек уплатил в бюджет менее 1 процента заработанного. А еще говорят, что в России налоги большие.