Путь героя: Анастасия Татулова - о том, почему в России малый бизнес существует не благодаря, а вопреки установкам государства

Назначенный два месяца назад омбудсмен по защите малого бизнеса, владелица московской сети кафе «Андресон» Анастасия Татулова  в интервью изданию The Bell (*признано иноагентом) предложила создать министерство МСП из самих предпринимателей, отказаться от проверок, штрафов и блокировки счетов, а вместо наказаний реализовывать политику поощрения бизнеса. За два месяца работы к омбудсмену обратились 87 предпринимателей. Анастасия считает, что это много и делит проблемы на три блока. В их числе - отказ от юрадресов и отмена блокировки счетов предприятия, которая, по сути, убивает корову, которая дает молоко. В целом же, считает она, после периода полного забвения МСП, к нему повернулись лицом, но системного решения его проблем и ответственности за это по-прежнему нет. Поэтому в России стоило бы создать - не для защиты, а для развития - отдельное министерство предпринимательства. Пока такового нет, обмудсмен предлагает во все программы обучения губернаторов и мэров вставить блок про МСП. В идеале же чиновники, развивающие бизнес, должны иметь собственный опыт создания и управления предприятием. При этом модная нынче цифровизация бизнеса — дело десятое. Сначала должна быть создана стабильная налоговая система и измениться ситуация со штрафами. Сейчас Татулова собирает проблемы, намереваясь их решения тестировать в пилотных регионах. К таковым отнесены субъекты с благоприятным бизнес-климатом — Татарстан, Нижний Новгород, Удмуртия, Калининград. Саратовская область названа не была. Начать обмудсмен предлагает с выстраивания адекватной системы учета предпринимателей, чтобы гостиницы со штатом в 251 человек (все, что до 250 — средний бизнес) не приравнивались к «Газпрому» и «Яндексу».
- У нас сейчас даже стартовая точка такая, что из нее стратегию по каждой группе сделать нельзя. Взяли самозанятых, прибавили к ним микробизнес, малый бизнес, средний — получили какую-то цифру. В итоге ФНС может сказать, что показатели по бизнесу растут, но налицо все признаки кризиса. Происходит следующее: крупный бизнес переходит в средний, средний — дробится, чтобы стать малым и попасть на упрощенную систему налогообложения и в реестр. И все они еще и переводят сотрудников в самозанятых. Идти на ухищрения приходится исключительно из-за того, что существующая налоговая система не учитывает реальную экономику предприятий, - считает обмудсмен.
После этого потребует корректировки и действующая налоговая система — она должна быть индивидуальна для каждой группы предпринимателей. В частности, это касается перехода с УСН на НДС - например, в ресторанной сфере этот шаг тут же делает прибыльное предприятие убыточным. Татулова предлагает для отраслей с высокой долей оплаты труда и отсутствием входящего НДС вести налог с продаж. А для других — ликвидировать разницу между входящим и исходящим НДС. Кроме того, налоговые реформы позволят вытащить на свет непопулярную сейчас «долину смерти» - средний бизнес. Он, по мнению обмудсмена, в коронакризис вообще не получил никаких мер поддержки. Анастасия Татулова предпринимала попытки взаимодействовать с помощником президента РФ Максимом Орешкиным на этот счет, но «пока не срослось».
Говоря о периоде коронакризиса, Татулова назвала его «кошмаром для бизнеса» и «говно-время», сравнив его с войной, а последствия для бизнеса — с тяжелыми ранами и посттравматическим стрессом.
Анастасия Татулова отказалась оценивать меры господдержки МСП во время коронакризиса, отметив лишь, что бизнес предлагал много решений, но реализованы они были в незначительной степени. К таковым отнесено предложение вернуть бизнесу в виде ссуд налоги за 2019-й год. В итоге эту меру реализовали лишь для самозанятых. Говоря о полномочиях Роспотребнадзора в сложившейся ситуации, она отметила, что «стандарты, по которым должна развиваться индустрия, не должен писать контролер». - Их должна писать сама индустрия вместе с привлеченными профильными специалистами. А стандарты нужны такие, чтобы развивать и предотвращать, а не чтобы тормозить и запрещать, - констатировала она, отметив, что каждое ведомство, в том числе Роспотребнадзор, должно заниматься своим делом. При этом она уверена, что в России должен быть введен полный мораторий на все без исключения (в том числе связанные с ношением масок) проверки. Пока же есть ощущение, что в стране презумпция виновности предпринимателя и штрафы назначают за любой чих.
- Мы постоянно под палкой: тут — штраф, там — тюрьма. На самом деле это не работает, потому что в какой-то момент люди просто устают бояться. Только помощь и профилактика, обучение, поддержка. Хорошее время для служб научиться не кошмарить, а заниматься профилактикой, дистанционно. Я сильно хочу, чтобы власти перешли от карательных мер к поддерживающим: из минуса в плюс. Потому что негатива и так зашкаливающее количество, - говорит обмудсмен.
В качестве примера стимулирующих мер она привела предложение выплачивать предпринимателю по 3 тыс. рублей за каждого отправленного на удаленку сотрудника. Анастасия Татулова говорит, что штрафы — минимальные должны быть при повторной проверке и со скидкой в 50%. Существенный штраф — после третьей проверки. А меры в виде закрытия вообще нецелесообразно применять — до трех нарушений уж точно. Тем более, что как размеры штрафов соотносятся с выручкой предприятия для бизнесменов, видимо, навсегда останется загадкой. Татулова не взялась оценивать вероятность второй волны и закрытия бизнеса, отметив, что для предпринимателей «это убийство». Хотя таковым можно считать и режим ограничений для граждан, при котором уже наблюдаются «цифры на уровне мартовских, на грани критических» - за последнюю неделю выручка по многим отраслям упала на 30%. Хотя «добить» бизнес локдауну все же не удасться: на смену закрывшимся предприятиям придут бодрые и молодые предприниматели. «Старым» же придется хорошенько подумать, прежде чем начинать все заново. - Это сложный путь — быть предпринимателем в России. Практически путь героя, - резюмировала Анастасия Татулова.
Справка «БВ» Новое исследование Центра стратегических разработок (опрошены 4,5 тыс. российских компаний разного размера и отраслей) доказало, что бизнес еще не восстановился после первой волны пандемии. Индекс бизнес-климата (его оценивают по ожиданиям выручки, операционной прибыли, средней зарплате) составляет 93,7% от докризисного уровня (в июле было 93,6%). При этом 73% предпринимателей отмечают, что положение дел в их компаниях по сравнению с июлем все же улучшилось. 79% опрошенных отмечают, что пандемия в целом ухудшила положение дел; 74% говорят то же о падении рубля. Совсем немного, по сравнению с предыдущим исследованием ЦСР, снизилась доля компаний, которые говорят, что им нужна поддержка государства. В июле таких было 76%, сейчас — 74%. Больше всего бизнес рассчитывает на снижение процентов по кредитам (об этом говорят 72%) и новую отсрочку по страховым взносам (37%). 35% субъектов МСП воспользовались отсрочкой по уплате налогов и страховых взносов.