Реновация или коррупция: эксперт о ситуации с охраной объектов культурного наследия в Саратове

Глава реготделения "Партии Дела" Олег Комаров и ведущий "Русского расклада" Владимир Спирягин обсудили ситуацию с историко-культурным наследием и реновацией в Саратове. Спойлер: есть признаки коррупции. - На примере Саратова я вижу, что здесь много коррупционных составляющих, которые касаются комитета культурного наследия Саратовской области. Проявляется это в том, что изначально комитет составляет реестр ОКН. И есть лица, заинтересованные во входящем в этот реестр объекте - например, застройщики, которые хотели бы его снести, - рассказал Комаров. По словам политика, таким "интересантам" якобы в комитете предлагают обратиться к экспертам за экспертизой. Те, в свою очередь, готовы ее провести за 700 тысяч - 1 миллион рублей, признать, что объект - не культурного наследия, и снять обременение. - Экспертиза предоставляется в комитет, который статус ОКН со здания снимает. Я считаю, что здесь есть коррупционная составляющая, - убежден политик. У него есть и множество других вопросов к деятельности ведомства Владимира Мухина. Один из них - отсутствие документации, касающихся описания ОКН, его границ, актов государственной историко-культурной экспертизы.
- Когда этот вопрос поднимается в судах, представители комитета предлагают искать все на сайте. То есть даже в суде мы не получаем четкого и понятного ответа, где искать документы, например, о признании здания ОКН, где проект, где описательная часть. Эта информация скрывается, - считает председатель саратовского отделения "Партии Дела".
Владимир Спирягин рассказал, что был в Самаре, где снимал фильм о проблемах реновации исторического центра. - Как и у нас, там пытаются признать аварийными дома, представляющие историческую ценность. Но с 2019-го года Самара получила-таки статус исторического поселения регионального значения. За каждый дом там сражаются активисты, много скандалов. Я по итогам расследования притянул туда Александра Хинштейна (депутат ГД РФ от Самарской области, - прим БВ) и незаконные постановления о признании домов аварийными отменили, - сообщил телеведущий. При этом он адресовал г-ну Комарову вопросы о том, "почему в Саратове-то ничего нет" и "у нас чиновники вообще знают о термине "реновация". - Мы то и дело слышим и про агломерации, и про реновации. Хороший пример последней был давно и касался домов Лагутенко - панельных пятиэтажных домов в Ленинском районе Саратова, которые строились на 25 лет, но им уже 50-60 лет. В Саратове было 26 домов, сейчас их меньше, есть программа расселения, после чего он сносится и на его месте можно построить девятиэтажку. Программа успешно реализуется в Саратове, - отметил эксперт. Однако он обратил внимание и на отрицательные моменты, вновь вернувшись к теме ОКН. 
- Есть исторические дома, например, по ул. Советской, которые уже снесли. Есть те, которые едва не снесли. Есть факты по ул. Первомайской, когда снесли двухэтажные дома, представлявшие историко-культурную ценность, а на их месте поставили многоэтажные дома. То есть, налицо и положительные, и отрицательные примеры реновации в Саратове, - заключил г-н Комаров. 
Г-н Спирягин продолжил тему, рассуждая о том, что есть прекрасные примеры реставрации старинных зданий в Саратове. Но есть и примеры таких зданий в плохом состоянии. Он поинтересовался у эксперта, почему нельзя найти частных инвесторов, готовых "за рубль" восстановить его. Олег Комаров в ответ отметил, что сейчас такая программа действует, но "тоже есть много вопросов" - кто и как взял, "не получится ли и здесь коррупционная составляющая". - Дома 18-19-го века - это, на мой взгляд, уже памятник. И нужно все делать так, чтобы этот памятник не разрушался, а существовал дальше. Но тут есть другая проблема - бюджет. Программы есть, но нет денег, чтобы можно было бы в полном объеме финансировать. И тут снова тема межбюджетных взаимоотношений, - уточнил он. Ведущий заострил внимание на одном из саратовских парадоксов: если ОКН в собственности бизнеса, то "он почему-то под пристальным вниманием чиновников, прокуроров, судей, а если муниципальный, то здание заброшено и может разрушаться". В пример он привел Дом трезвости, из которого выселили общество трезвости: "дом разрушается и чиновникам плевать на это дело".  
Олег Комаров в свою очередь вспомнил историю с ДК "Россия". Его буквально пару лет как признали ОКН. Но недавно пришли к бизнесмену по поводу принадлежащей ему стоянки. Выяснилось, что будка охраны закрывает вид на ДК и ее необходимо передвинуть.
- Не секрет, нас много проверяют, находя нарушения при погрешностях в 5-10 см, например, в вопросах землепользования. Но надо напомнить, что многие здания в Саратове были построены десятилетия назад, обмерами занималось БТИ. Но сейчас появилось новое оборудование, выставляющее точки по спутникам. В итоге может появляться люфт погрешностей, который бизнесу записывают в нарушения, - привел он пример. Владимир Спирягин обнаружил еще одну хитрость: "если хотят что-то изъять в государственную или муниципальную собственность, это объявляют историческим наследием". Он вспомнил историю с достопримечательным местом у Сенного рынка.  - Там испокон веков торговали, а сейчас это место объявлено историко-культурным наследием и теперь там пусто, если не считать стоянки автомобилей. По такой логике ОКН или достопримечательностью можно объявить любой кусок земли в Саратове - по нему до нас ходили наши предки, а значит, он уже как минимум достопримечательность и его можно отобрать, - размышляет ведущий. Олег Комаров согласен, что в истории с асфальтом у Сенного рынка есть "элемент коррупции". 
- Площадь признали достопримечательностью на основании заключения эксперта из Москвы. Горожан если спросить, то они скажут, что это "беспредел". И это характерный пример, который позволяет судить о деятельности комитета культурного наследия, в том числе с точки зрения коррупции, - заключил Олег Комаров. 
Продолжение интервью смотрите здесь: https://youtu.be/46t1D6kGmDk?si=TyZiFBeOXTSVayW0