"Русагро" нацелилась на место уходящих транснациональных трейдеров. Что даст саратовским аграриям дуэт Мошковича и Подольского

Крупные транснациональные трейдеры Viterra, Cargill и Louis Dreyfus заявили об уходе с российского рынка грядущим летом. За свободное место начинают спорить местные игроки, включая тяжеловесов вроде ГК «Русагро» Вадима Мошковича. Перспективы заманчивы: ранее транснациональные компании скупали большую часть урожая, а теперь это звено из цепочки исчезает, продавать зерно можно будет не посредникам, получая оплату в рублях, а на мировом рынке и за валюту. Как пишет «Версия», пока российские аграрии только присматриваются к происходящему. Зерновой рынок долгое время функционировал по серым схемам, большая часть средств от продаж выводилась в офшоры. До 2018 года, напоминает издание, аграрии в России в основном не платили НДС, их зерно скупали трейдеры и сбывали зарубежным покупателям, а затем выставляли счета за возврат НДС. Делалось это за счет фирм-однодневок, создаваемых исключительно для того, чтобы оформлять счета-фактуры, где НДС присутствовал. Бюджет на таких махинациях терял миллиарды ежегодно и в конце концов ФНС в 2016-2017 годах взялась наводить на зерновом рынке порядок. Трейдеров заставили подписать «Зерновую хартию» - принять на себя обязательства добровольно отказаться от посредников и скупать зерно у сельхозпроизводителей напрямую.
Полной прозрачности рассчитывали добиться за счет внедрения системы ФГИС «Зерно». Но трейдеры через Минсельхоз продавили отсрочку. Тут на их стороне и изменения в Налоговый кодекс 2018 года: аграриям, платящим единый сельхозналог, дали право при необходимости быть плательщиками НДС. Агрохолдинги получили возможность опять добиваться возврата НДС по экспортным сделкам и бросились продавать зерно за границу. В числе экспортеров засветились Агрокомплекс имени Ткачева, ГАП «Ресурс» и «Русагро».
По слухам, Мошкович уже продал в Иран несколько судов пшеницы самостоятельно, утверждает «Версия». А новости о сотрудничестве основателя «Русагро» с Кириллом Подольским, стоявшим у истоков ОАО «Югтранзитсервис», может говорить о том, что на рынок выпустят нового трейдера. Специально для того, чтобы занять место разбегающихся международных компаний. Истинные бенефициары «Югтранзитсервиса» до сих пор неизвестны. Они, рассказывает "Версия", были скрыты под вывеской московской компании ITF Group Holding, крайне закрытой структуры, владеющей производственными активами в самых разных отраслях. Подольскому в «Югтранзитсервисе» принадлежало 30%. В 2003-2006 годах компания показала взрывной рост, сделавшись крупнейшим экспортером зерна в стране. Как раз тогда и процветали схемы с НДС и офшорами. «Югтранзитсервис» первым вышел на рынок Египта и с тех пор там охотно покупают российскую пшеницу. В 2007 году Подольский создал свой холдинг Valars Group и выкупил активы «Югтранзитсервиса». Но, напоминает издание, это дало ему проблемы с кредиторами и компания в 2014 году пошла ко дну и обанкротилась, несмотря на огромные обороты. Долги исчислялись сотнями млн долларов, а в кредиторах выстроились в очередь российские и зарубежные банки. Что они получили, неизвестно.
Мошкович тоже умеет покупать чужие активы, как хорошо видно на примере саратовского холдинга «Солнечные продукты». По итогам сделки бенефициару холдинга Владиславу Бурову достались долги, включая быстро выставленную ему субсидиарку, и ковровое банкротство всех компаний «Солпро». А «Русагро» - «Аткарский МЭЗ», жиркомбинат в Саратове, комплекс «Волжский терминал» с маслоэкстракционным заводом, элеватором и причалом на Волге, и это не считая обширных сельхозугодий в Саратовской области. Но теперь Мошковичу зачем-то понадобился опыт Подольского. Возможно, в преддверии освоения новых рынков.