Саратовская компания Бурдавицына и Лысенко засветилась в скандале с концессией в Элисте. Почему Бату Хасиков в ноябре был катком доволен, а в апреле - уже нет

Прокуратура Калмыкии возбудила уголовное дело по факту хищения 11 млн рублей при строительстве ледового катка «Джунгар» в Элисте. Подозреваемый - саратовское ООО «Вымпел» -  концессионер, собственно, и предложивший в 2018 году построить каток. В руководителях и учредителях замечены генерал-майор ФСБ России Александр Бурдавицын и индивидуальный предприниматель из Энгельса Михаил Михайлович Лысенко. Прокуратура Элисты проверила исполнение законодательства при реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 гг.». Поводом стало посещение в апреле главой Калмыкии ледового катка в Элисте, в ходе которого чиновник обратил внимание правоохранителей на возможные нарушения при строительстве объекта спорта. Каток строился в рамках концессионного соглашения, заключенного в 2019 году. Причем инициатором стройки выступил концессионер - саратовское ООО «Вымпел». 24 декабря 2018 года оно направило предложение в минспорта республики, в тот же день распоряжением правительства региона был определен ответственный за его рассмотрение - минспорта Калмыкии. А 26 декабря ведомство издало приказ о том, что предложение «Вымпела» одобряет. 
Саратовская компания была готова построить каток в 7-м микрорайоне Элисты. Для этого был выделен участок в 7,2 тыс. кв.м. На нем предполагалось возвести здание площадью 4,1 тыс. кв.м. с ледовой ареной (60 метров длиной) на 1-м этаже, административно-бытовыми помещениями на 2-м, парковкой, освещением и местами для зрителей. Пропускная способность - 120 человек за смену при массовом катании. Кроме того проект предусматривал зал с тренажерами и зал хореографии. 
Цена вопроса - 340 млн рублей, из которых 250 млн рублей в виде капитального гранта в течение двух лет должен был выдать концедент - министерство спорта Калмыкии. Из оставшихся 90 млн рублей 14,2 млн рублей должны были составлять собственные средства «Вымпела», а 75,7 млн рублей - заемные. Минспорта также должен был компенсировать затраты - 6 млн рублей -  на проектирование катка.  Саратовское ООО подряжалось выполнить работы под ключ - от проектирования до строительства, а дальше оно должно было выступать оператором и управлять эксплуатацией объекта. Годовое содержание катка должно было обходиться в 59,4 млн рублей. Срок концессионного соглашения - 4 года.  Подписывал предложение о концессии директор «Вымпела» Всеволод Коннов, работавший в компании с 2017 года и сменивший на посту директора Александра Бурдавицына - экс-начальника управления юстиции России по Саратовской области, генерал-майора ФСБ России. Через пять дней после этого г-н Бурдавицын пересел в кресло директор АО «Волга», владеющего одноименной гостиницей на пр-те Столыпина. 
В конце января 2019 года предложение о его заключении было опубликовано минспорта на федеральной площадке. Согласно законодательству, если в течение 45 дней с этой даты не поступало иных заявок, минспорта могло заключить соглашение с инициатором стройки. Других заявок на конкурс не поступило и стороны уже готовились заключить соглашение. 
Однако до него дело тогда так и не дошло. В марте сменилось руководство республики: Алексей Орлов досрочно вышел в отставку, а вместо него врио был назначен Бату Хасиков - чемпион-кикбоксер. И уже в начале апреля 2019 года правительство региона обратилось в арбитраж, требуя признать незаконным объявление минспорта о приеме заявок. Поводом для этого стал тот факт, что минспорта в своем одобрительном заключении не учел отрицательные заключения остальных ведомств - минфина и минторговли. А они указывали на невыгодные для республики условий соглашения: траты бюджета оказывались несоразмерно больше затрат ООО. В их числе не только бюджетный грант, но и возмещение «Вымпелу» за счет казны процентов по взятым кредитам. 
- Если говорить конкретно об этом проекте (ледового дворца), то нужно разобраться, насколько он оптимален для нас, потому что, мне кажется, что он несколько дороговат для нашего региона. Сейчас мы начали вникать в эту ситуацию, там все непросто, скоро будет вердикт именно по этому проекту. Но хочу успокоить: во-первых, с Министерством спорта РФ мы продолжаем сотрудничать, рассчитываем на их поддержку по-прежнему, но в то же время есть альтернативные способы, более экономно и более рационально возвести крытый каток в нашем регионе, - заявил тогда Хасиков. 
В суде выяснилось, что при стоимости объекта в 390 млн рублей, 189,5 млн рублей на него должны были поступить из федерального бюджета, у региона же есть всего 71 млн рублей. И суд решил, что этих денег недостаточно для выплаты гранта в 250 млн рублей, затребованного концессионером. Тем более, что внебюджетная разница в 130 млн рублей точно больше того, что планировало привлечь ООО - 90 млн рублей. В итоге арбитраж вынес решение в пользу правительства Калмыкии, торги были отменены как и одобрительный приказ минспорта.  Однако уже в сентябре «Вымпел» направил новое предложение и оно было вынесено на торги. Желающих строить каток и в этот раз не нашлось, в итоге в декабре 2019 года соглашение между минспорта и «Вымпелом» было все же заключено.  Правда, участок - площадью уже 31 тыс. кв.м. - теперь был выделен в 1-м микрорайоне Элисты. Площадь объекта сократилась в два раза - до 2,4 тыс. кв.м. Ледовая арена уменьшилась на 4 метра, а с ней и пропускная способность (не 120, а 60 человек за смену).  Похудела и смета: объект теперь оценивался в 200 млн рублей, минспорта должно было выплатить концессионеру грант в 170,4 мн рублей, компания же затрачивала 29,5 млн рублей собственных средств.  Через два года (!), в июне 2021 года, соглашение стало поводом для недовольства УФАС: в ходе его исполнения земельный участок под катком уменьшился втрое - до 1 га, минспорта уменьшило сроки действия договора и размер платы. При этом ведомство отметило, что потенциальных участников торгов об этом не уведомляли, в итоге УФАС сделало выводы о том, что минспорта нарушило закон о конкуренции. 
В апреле же прошлого года стройкой заинтересовалась прокуратура, говоря о срыве сроков. По договору объект должен был быть готов уже в конце 2020 года, затем срок переносился на 19 марта 2021 года, но на 1 апреля концессионер не залил лед, не устроил входную группу, не было бордюров, отмостки и благоустройства территории. А самое главное - не получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. 
В итоге в тестовом режиме каток открылся только в середине ноября прошлого года. Бату Хасиков тогда выразил большое удовлетворение этим событием. 
- Отмечу, что для Калмыкии это первый объект, построенный в рамках государственно-частного партнерства. Совместно с инвесторами благоустраиваем нашу республику, – процитировали главу республики местные СМИ. 
Судя по этому факту, разрешение на ввод в эксплуатацию было подписано, как и акты приемки выполненных работ. Однако это не уберегло от внимания прокуратуры уже в этом году. По ее данным, работы по строительству катка были завершены в июле 2021 года. При этом, по версии правоохранителей, концессионер не в полном объеме использовал бюджетные средства, выполнив работы на меньшую сумму и похитив таким образом 11 млн рублей. По материалам прокурорской проверки УМВД возбуждено уголовное дело о мошенничестве, оно находится на контроле у прокурора республики. 
Справка «БВ». ООО «Вымпел» было создано в 2016 году, основной вид деятельности - управление эксплуатацией нежилого фонда. Разбираться с прокуратурой придется уже новому составу компании: с февраля 2020 года учредителем является Михаил Михайлович Лысенко. С 2009 года он в качестве ИП занимается арендой и управлением недвижимостью в Энгельсе. Предположительно, он является младшим сыном экс-главы Энгельсского района Михаила Лысенко.    Директором же с марта 2020 года является Николай Степанов, также являющийся директором и соучредителем ООО «СК Девелопмент групп». Выручка ООО в 2021 году выросла на 41%. составив 6,5 млн рублей. Пик ее приходился на 2016 год - 32,9 млн рублей. Чистая прибыль в прошлом году составила 775 тыс. рублей.