Саратовские "партстроители" не одиноки: лишь четверть госзакупок в РФ конкурентные, откаты тянут на треть бюджета страны

Обороты коррупционного рынка при проведении госзакупок оцениваются в 6,6 трлн рублей. Таковы данные, приведенные экспертами Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, получены на основе анонимного опроса участников закупочных процедур. Итоговая цифра эквивалентна примерно трети доходной части бюджета РФ — 35,3% от нее. Согласно данным исследователей, в среднем 22,5% от суммы госконтракта составляет взятка, которую вынужден платить поставщик, если он вообще хочет получить контракт, пишет РБК. О столкновениях с коррупцией при конкурсных процедурах заявили 71% опрошенных поставщиков. В опросе ВШЭ приняли участие свыше 1,2 тысячи предпринимателей, участвовавших в закупочных процедурах в разных регионах. Из них 53% - представители микропредприятий, 34% - малого бизнеса, порядка 6% - из среднего и 7% - из субъектов крупного бизнеса. Для достоверности эксперты задавали респондентам и косвенные вопросы. В частности, интересовались, от чего, по их мнению, зависит, платят компании что-либо неформально при проведении закупок или нет. При этом 83% опрошенных заявили, что коррупцию осуждают, но бороться за получение заказа такими способами их вынуждает высокая конкуренция.
По мнению 37% участников опроса, главный фактор получения госзаказа той или иной компанией - это сговор с заказчиком или с другими участниками торгов. В нынешних условиях, считают они, поставщику выгоднее договориться, чем работать над уникальностью своих товаров и услуг.
Размер среднего отката аналитики ВШЭ высчитали по ответам на косвенные вопросы. Обнаружилось, что минимум две компании из трех в курсе существования неформальных выплат заказчику, 28% опрошенных затруднились с ответом или отказались от него. Суммы взятки при этом назывались разные, от 3 до 65% от стоимости самого контракта. Чаще всего назывались варианты 3, 5, 10, 15 и 20%. При этом респонденты назвали около 2,3 тысячи примеров из практики. Таким образом и был определен средний размер взятки - 22,5% от суммы подряда.
Общий объем закупок государственных органов и госкомпаний в 2020 году составил 29,1 трлн рублей. Из этой суммы коррупционные выплаты могли составить около 6,56 трлн. Для сравнения: ВВП России за 2020 год составил 107 трлн рублей, доходная часть федерального бюджета - 18,7 трлн. По объему откаты превышают расходы на здравоохранение или образование.
Госзакупки регулярно мониторит Счетная палата РФ. Согласно ее самым свежим выкладкам, только четверть всех закупок в 2020 году были конкурентными. В 75% случаев поставщик был единственным. Опрошенные Счетной палатой участники рынка также назвали главной проблемой существование неформальных связей между заказчиком и подрядчиком. Главный коррупциогенный фактор, как заключили ревизоры СП, это неурегулированность вопросов формирования первоначальной цены.
За примером не нужно далеко ходить — в Саратовской области закупкой у единственного поставщика завершается большинство строительных и дорожных тендеров, а это, как правило самые дорогие закупки, на сумму, доходящую до нескольких сотен миллионов рублей, а то и до 1 миллиарда и выше. И дорожная, и строительная сфера региона, как показывает анализ закупок, имеют своих «королей господряда», компании, которым раз за разом на безальтернативной основе достаются крупные подряды, несмотря на явную загруженность и указанный в ЕГРЮЛ сравнительно небольшой штат сотрудников.
Так выглядит ситуация, например, с ООО СЗ «Межрегионстрой», исполнителем заказов на строительство соцобъектов. В дорожной сфере первенство принадлежит ООО «Автотрасса» и связанному с ним ООО «Автобан». Кроме того, к постоянным подрядчикам, как показывает практика, у их заказчиков практически не бывает претензий даже в случае явного срыва сроков сдачи работ, как это наблюдалось с рядом контрактов «Межрегионстроя» или еще одного получателя строительных подрядов - ООО «ПДПстрой». По мнению замдиректора Института госуправления ВШЭ Константина Головщинского, существенно сократить коррупцию в госзаказах можно, как ни парадоксально, дав заказчикам максимум свободы в выбора подрядчика. Ожидания участников закупок не оправдываются, жесткое регулирование процесса от взяток не спасает. Контролировать, уверен эксперт, надо не процедуру закупок, а ее результат. Ведь очевидные результаты коррупционности закупочной сферы сейчас - это низкое качество работ по господрядам.