Эта женщина, будучи молодой, ухаживала за таким талантливым художником, как Гущин. Была вхожа в его дом, знала многих представителей тогдашней художественной жизни. А потом, должно быть, что-то пошло в её судьбе не так. На склоне лет она доживала свой век в гараже, в обнимку с собаками! Грелась о четвероногих.Закончив её портрет, на обратной стороне оставил её имя и фамилию. Мне захотелось оградить её от безымянности. - У Вас диплом Саратовского художественного училища и Петербургской академии живописи. Давайте вспомним времена студенчества. - Когда я учился в Саратовском художественном училище, в один год ушли все старики. ВСЕ! Люди, которые заступили на их место, долго апеллировали к их памяти. Говорили словно бы и от их лица - куда в большей степени, чем от своего. - Чей художественных мир из великих стариков прошлого, Вам хотелось бы сохранить? - Так сложилось, что я работаю сейчас в мастерской такого крупного живописца, как покойный Виктор Чудин. И я вижу свою задачу в том, чтобы никак не потревожить это пространство. Сохранить его ауру, дух. Это ведь больше, чем мастерская, это особое, уникальное пространство, где бывала, как у себя дома практически вся художественная интеллигенция Саратова, куда приезжали интереснейшие гости со всего мира. Очень надеюсь, что удастся перевести мастерскую в статус музея Виктора Чудина. - Что такое для Вас саратовская школа живописи? - Всегда пытался понять и осознать это. И однажды через личность Боголюбова мне это, кажется, удалось. Смотрите, что получается: был образованный и духовный человек, который написал десятки этюдов, собрал множество уникальных и прекрасных картин, в том числе - коллекции Репина, Ге, и завещал это городу. Опыт такого завещания - от частного к общенациональному широко известен в России - это и Мамонтов, и Третьяков..
Но Саратовская школа - это что-то ещё. Боголюбов не просто коллекционировал и не просто творил сам. Он создал методику. Он, если угодно, определил вектор стратегического развития художественной школы.Все знают, кто такой Мусатов, Уткин. Но в Саратове жили и работали люди, словно существовавшие в тени больших имён, но при этом очень яркие. Вот был такой человек по фамилии Белонович. Многие ли о нём знают? А между тем, он оставил после себя несколько интересных небольших художественных работ - размером не больше ладошки и-что поразительно и бесценно - рецепты грунтов и последовательность нанесения красок. Он был хранителем знаний, да не прозвучит это пафосно. - Сегодняшние музеи не имеют возможности делать закупки современных художников. Это ведь не миф? - Не миф. Печальная правда. - И как Вы воспринимаете такое положение вещей? - Я твёрдо знаю: музей - это не просто здание. Не просто старинный особняк, заполненный драгоценными и раритетными вещами. Музей это, прежде всего сообщество, общий замысел… Сегодняшняя жизнь такова, что даже музеи могут стать конъюнктурными. От конъюнктуры человек может увести себя только сам. Если хватит сил и будет желание идти по такой дороге. - Дорога - один из главных символов русской живописи всех веков? - Конечно. А передвижничество - чем вам не дорога? Самый сложный и тернистый из путей-путь к себе. Мы все идём, ползём, скребёмся - как можем. Все мы пробираемся по дороге жизни. Каждый выбирает свой, единственный путь. Одни - к Богу, другие – к альтруистическому созиданию, третьи - к личному самообогащению, комфорту. И каждый из этих путей не легче других. Пустоты в природе не бывает. Если музеи прекратили закупки лучших современных произведений, то за это, уверяю вас, взялись коллекционеры. - А разве кризис не уменьшает азарт и возможности коллекционеров? - Коллекционерами становятся разные люди. С различным уровнем доходов-иногда отнюдь не высоким. Кто-то собирает кульминационные работы, кто-то отдельных авторов. Собирательство сравнимо с археологией, это жар в крови. В какой-то момент именно картины из частных коллекций вполне могут перекочевать в национальные хранилища. Так, кстати, и было во все века.
Собирательство живописи целительно для души. Пусть человек соберёт и не большую коллекцию, а всего лишь две-три талантливые картины, но они всё равно заполнят и его дом, и его сердце качественно другим содержанием и осмыслением реальности и себя.- Вы были инициатором нескольких выставок на площадях «Триумф-молла». Стало быть, не только знатоков живописи и постоянных посетителей вернисажей, но и обыкновенных людей захватывает интерес к живописи? - Я вёл статистику - тысячи людей посмотрели работы своих современников. Интерес к выставкам оказался очень большой. И люди приходили самые разные. И холсты и работы нравились разные. И это - естественно. - А молодёжь? Она идёт смотреть картины? - Представьте себе, да. Меня воодушевило, что в современной молодёжи есть интерес к прошлому, к тому, что было до них. Люди начали обращаться к своим истокам. - А каковы Ваши личные истоки? - Моя мама родилась, когда моя бабушка, поволжская немка находилась в ссылке. Я, если так можно выразиться, болен Сибирью. Всегда воспринимал и воспринимаю Сибирь как огромный памятник всей стране. Сколько там полегло народу, сколько крестов воздвигнуто, сколько безвестных могил. - Вы сами, нигде об этом особо не рассказывая, уже на протяжении долгого времени бескорыстно и практически анонимно занимаетесь обновлением и реставрацией старых памятников на Воскресенском кладбище. Расскажите об этом, пожалуйста. - А что, собственно, рассказывать?! На Воскресенском кладбище лежит всё саратовское купечество. Вся интеллигенция, все горожане - предки тех, кто числит себя саратовцами в нескольких поколениях. Воскресенское кладбище - это некрополь первых преподавателей Саратовского университета и художественной школы. И при этом там очень много сиротских погостов. Деревья оплетают надгробия, в некоторых местах – настоящий, непроходимый лес. Есть небольшой круг людей, которые покупают краску, берут с собой тряпки, воду и идут приводить в порядок заброшенные могилы. Для этого, слава Богу, не нужно вступать ни в какие сообщества, группы. Одного желания и готовности потрудиться вполне достаточно. - Такая бескорыстная работа на кладбище наверняка склоняет к размышлениям. О чём думаете, приходя к древним погостам? - О том, что Воскресенское - это место успокоения созидателей и практиков. А мы кто все? Теоретики. Разговорщики. Что от нас останется после нашего ухода? Какая видимая всем красота? - В детском парке растёт ведь много цветов, высаженных Вами и вашими единомышленниками? - В этом нет ничего сверхъестественного! Это просто посильное и малое облагораживание города, в котором мы живём и который каждый день унижаем. Кто - чем. Плевками, обрывками бумаги, мусором, бычками, сквернословием, ничем не мотивированной агрессией друг против друга. - Роман, как бы Вы охарактеризовали сегодняшнее время? - Я бы сказал, что почти все мы находимся в состоянии салонного созерцания на фоне глобальных катастроф. Время тщеславия и эгоизма. Самоупоения и ненависти к иному, то есть к тому, чего нет лично в тебе. Та дикая некрофилия, что существует в сегодняшнем интернете, есть свидетельство болезни всего общества. А общество начинается с семьи. Ненависть транслируется в мир из дома, а не наоборот. Мы наблюдаем сегодня не только социальное расслоение, скорее- социальное разложение буквально на всех уровнях. - И что делать в такой, мягко говоря, негармоничной атмосфере? - Жить! И работать. Высоко ставить планку и стараться достигнуть её. - Какова Ваша планка? - Однажды в бытность учёбы в Петербургской академии, я написал этюд, который показался мне очень интересным. И мой учитель Дина Волкова, именно учитель, а не просто преподаватель, охладила мой пыл замечательным образом. А пойдём в Эрмитаж, говорит она, приставим твой этюд к стеночке и посмотрим, как он будет смотреться в соседстве с живущими там холстами. «Искусство - это то, что вызывает мурашки». Ещё одно из её утверждений. - Кто из великих художников прошлого поражает Ваше воображение? - Многие. Карл Брюллов разве не чудо? Он был невысокого роста, вырос практически без материнской ласки.…А какие масштабные полотна создавал! Он виртуозно творил женские портреты и он же широкой кистью создавал фон, тела, лица. «Гибель Помпеи» - что-то грандиозное!
Судьба русского художника Васильева просто с ног сбивает. Он находился под влиянием Крамского, Шишкина. Человек прожил чуть более двадцати лет. Понимал, что умирает и при этом работал предельно восторженно.А Левитан? Его печальная и хмурая, холодная, мрачная «Буря» - это философское завещание живописца. Я сам только недавно это разглядел. Раньше мне эта картина просто не давалась, видел её поверхностно, не заходя вглубь. - Почему из века в век Россия проходит столь сложный путь? - Иногда мне кажется, что страдание - символ нашей державы. Мы живём в драматичные времена тотального обмана и самообмана, в мире, где бренды одежды, машин, еды, косметики, влияния значат гораздо больше, чем даже та личность, что запустила бренды. - А есть ли поэзия, вдохновляющая Вас на творчество? - Моя бабушка читала когда-то стихи. Из той, прежней ещё, былой жизни. Не помню из них даже строчки, но я их подсознательно ищу и надеюсь найти и узнать. И обрести что-то новое и важное через них - в себе. Вероника Анникова