Саратовский «Сокол» снова влетел под санкции. В списке также поволжские авиакомпании, производители боеприпасов и спа-центр
Санкции были введены в действие с 5 апреля, это дополнение к уже существующему списку лиц и компаний, попавших под ограничения в Канаде. На этот раз ограничения вступили в силу для 14 человек и 34 компаний. Широко обсуждать новый список в российских СМИ начали 11 апреля.
Приволжский федеральный округ в канадском реестре лиц и компаний, в отношении которых применяются «специальные экономические меры», представлен достаточно широко. В нем раис Татарстана Рустам Минниханов и его супруга Гульсина, а также глава ульяновской ГК «Волга-Днепр» Алексей Исайкин.
Перечень юридических лиц, зарегистрированных в Приволжском федеральном округе, открывает ООО НПП «Прима» - производитель радиоэлектронных средств связи. Уставный капитал компании – 10 млн рублей, выручка 2021 года – 3,8 млрд рублей (рост на 68%), чистая прибыль – 582 млн рублей (+75%). Ранее предприятие уже вошло в санкционный список США.
Помимо ульяновской ГК «Волга Днепр» и одноименной авиакомпании, под рестрикции попал и член холдинга грузовой авиаперевозчик «ЭйрБриджКарго», соучредителем которого по открытым источникам является все тот же Алексей Исайкин. Уставный капитал компании 15 050 000 рублей, выручка за 2021 год выросла до 184,6 млрд рублей, чистая прибыль увеличилась до 55 миллиардов (+26%).
В феврале 2022 года доля «ЭйрБриджКарго» (имела в авиапарке 17 Боингов) на российском рынке авиационных грузоперевозок составляла более 40%. Но в марте авиационные власти Бермуд отозвали сертификаты летной годности у всех самолетов перевозчика, и деятельность его остановилась.
В том же году AirBridgeCargo сделала попытку продать свой бизнес вместе с самолетами авиакомпании из Эмиратов, но сделка не состоялась, в том числе из-за того что владелец AirBridgeCargo Алексей Исайкин попал под британские санкции. Сейчас перевозчик намерен вернуться на рынок с отечественным самолетом Ил-96. Аналитики пишут, что это поможет сохранить сертификат эксплуатанта, но не прежние объемы бизнеса.
Канадские санкции вряд ли радикально ухудшат положение авиакомпании «Атран» - еще одной дочки ГК «Волга-Днепр», которая входила в топ-10 грузовых авиакомпаний России. Еще в марте 2022 года «Атран» сообщил о приостановке полетов и увольнении части персонала из-за санкций и отсутствия доступа к запчастям. Авиапарк компании составляли три самолета Boeing 737, взятые в лизинг, уставный капитал ООО «Атран» -400 тыс. рублей, выручка за 2021 год выросла до 8,8 млрд рублей (+ 62%), чистая прибыль понизилась до 267,4 млн рублей (-29%). Сайт компании не открывается, что-либо о нынешнем состоянии дел сказать сложно.
Оренбургское АО ПО «Стрела» вряд ли известно широкой публике, но прекрасно известно любителям вводить ограничения. Профиль компании – производство оружия и боеприпасов, помимо Канады, она входит в списки США, Евросоюза, Швейцарии, Японии, Украины. Уставный капитал предприятия более 3,2 млрд рублей, о финансовых результатах не сообщается.
В ПАО ОДК-УМПО (уфимское моторостроительное объединение) производятся турбовинтовые и турбореактивные двигатели и их части, есть также еще 97 видов деятельности. Предприятие числится в списках США и Украины, о финансовых результатах данных в открытых источниках нет.
Пензенское производственное объединение электронной вычислительной техники (АО ППО ЭВТ) до сих пор не попадало под санкции, хотя занимается производством радиолокационной, радионавигационной аппаратуры и радиоаппаратуры дистанционного управления. Уставный капитал предприятия – свыше 1,299 млрд рублей, сведений о выручке и учредителях в открытом доступе нет.
Зато казанскому микропредприятию ООО «Лучано» не впервой попадать под международные рестрикции. Этот бизнес, на 51% принадлежащей супруге главы Татарстана Гульсине Миннихановой (другой совладелец офшор), еще с прошлого года числится под санкциями США. Странно только, что в списки двух стран попала фирма с нулевой выручкой по итогам 2021 года и одним человеком в штате, хотя Гульсина Минниханова выступает владельцем 8 компаний, у некоторых из них имеются серьезные обороты. Например, ООО «Медицинский оздоровительный центр «Лучано», в 2021 году получивший выручку в сумме 262 млн рублей.
Уже второй раз попал в черный список саратовский завод «Сокол» ЗАО «САЗ», который специализируется на техсопровождении самолетов Як-42, проводит восстановительный ремонт воздушных судов, узлов, агрегатов, механизмов и систем; дорабатывает и модернизирует самолеты. Работает завод и по заказам Министерства обороны РФ, производя, испытывая, обслуживая, монтируя и утилизируя, а также реализуя вооружение и военную технику.
В синхроне с саратовским «Соколом» в списке Канады очутился и одноименный Нижегородский авиастроительный завод, где выпускаются военные истребители, среди которых МиГ-31, оборудованный ракетами «Кинжал». НАЗ «Сокол» - завсегдатай санкционных реестров. Вместе с 40 российскими предприятиями и институтами, связанными с авиастроением, уже в марте 2022 года он попал под санкции США, в декабре 2022-го завод вошел в девятый санкционный пакет Евросоюза, куда было включено 168 предприятий. Всем им ограничен доступ к промышленным технологиям: вычислительным компонентам, схемам, радионавигационным системам, аппаратуре радиоуправления и т.п.
Против нижегородского «Сокола» свои ограничительные меры ввела и Япония. В этом году завод попал в десятый пакет Евросоюза и приуроченный к годовщине СВО расширенный реестр Великобритании.
Как поясняют юристы, меры к попавшим под рестрикции включают в себя блокировку активов, распространяются на движимое имущество и недвижимость, банковские и брокерские счета. Санкции препятствуют сделкам с активами, также возникает так называемый токсичный ореол, который предполагает штрафы для контрагентов, зарегистрированных в Канаде, если они будут оказывать услуги, прежде всего финансовые, подсанкционному лицу.

