Саратовский завод «Сокол» сделал шаг к аренде земли под новый цех на территории уничтоженного авиазавода

Топ-менеджеры предприятия встретились с представителями Корпорации развития Саратовской области. Встрече предшествовало заседание рабочей группы по авиазаводу при областном правительстве, созданной по инициативе председателя Госдумы Вячеслава Володина. Завод выполняет заказы Министерства обороны РФ, производит и поставляет в войсковые части спецтехнику, комплекты наземного обслуживания к специзделиям, производит отдельные агрегаты самолета Як-42, проводит техобслуживание поставленной продукции. С начала СВО увеличился штат предприятия, портфель заказов набит под завязку, и острее, чем раньше, встал вопрос расширения производственных площадей. Предприятие расположено на территории, некогда принадлежавшей ЗАО «Саратовский авиационный завод». После массовых реституций в собственность РФ вернулось порядка 280 га бывшей заводской территории, но когда единственный уцелевшее детище «САЗа» обратилось с вопросом аренды участка под новый цех, оказалось, что решить вопрос не так-то просто. В конечном итоге ведомство предложило обсудить вопрос на рабочей группе при областном правительстве.  - На заседании группы минпром, минстрой и мининвест области получили поручение от вице-губернатора Пивоварова дать свое заключение по вопросу строительства цеха, а затем, я надеюсь, будет получено согласие от теруправления Росимущества, и оно переведет участок из земель торговли в земли промышленности, а далее губернатор издаст распоряжение и «Сокол» получит участок в аренду, - рассказал «БВ» член рабочей группы, ветеран «САЗа», работник ООО завода «Сокол» Александр Бернадский. Встреча с Корпорацией развития стала первым шагом к исполнению плана. Как сообщило ведомство на своем сайте, директор завода «Сокол» Игорь Харитонов рассказал о причине, по которой предприятию нужны дополнительные площади:
 - Увеличился объем заказов, обновляется станочный парк. Именно поэтому планируем расширить производство и построить новый производственный корпус площадью 2000 кв.м., укомплектовав его современным оборудованием – это позволит увеличить объемы производства, налоговые поступления в бюджеты всех уровней, создать новые рабочие места.
Директор Корпорации развития региона Александр Храпугин побещал, что специалисты ведомства подберут площадку для строительства с учетом пожеланий инициаторов проекта. По сведениям Александра Бернадского, предполагаемый участок расположен на территории, которую пензенские дельцы в 2009 году продали шведской ИКЕА МОС («Торговля и недвижимость»), а в 2018-м шведы, так и не построив свой гипермаркет, с большим дисконтом продали землю структурам самарского олигарха Гамаля Замальдинова. Если верить документам банкротной администрации САЗа, за 24 гектара пензенцы получили от мебельного концерна 869 млн рублей, а шведы выручили за массив, как прозвучало в ходе судебных дебатов, всего 130 миллионов. И все же самый дорогой авиагектар оказался не шведский – дороже всего за заводскую землю платил «Сокол», выкупая свою же территорию у пензенских «оздоровителей». За без малого гектар площади ООО «Сокол» отдал компании ЗАО «Эрлан» 47 млн рублей, а в 2015 году эта фирма, занятая распродажей активов «САЗа», ликвидировалась. В числе соучредителей ЗАО был бывший топ-менеджер САЗа Юрий Онюшкин, директором значился Игорь Косырев, возглавлявший один из заводских отделов.
«Эрлан» и ему подобные за копейки, а нередко по нулевой стоимости приобретали у верховодившей на заводе банкротной администрации имущество предприятия, и выгодно продавали его. Самые крупные сделки «Эрлана» - это продажа двух заводских корпусов компании «ПирроГруп».
В ходе реституции «Сокол» вернул свой гектар государству, но история получила продолжение. Как уже писал «БВ», владельцы предприятия решили не мириться с убытками в 47 миллионов. В январе 2023 года в областной арбитраж был подан иск к федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Это ведомство зарегистрировало сделку и признало ее легитимной, хотя, по мнению истца, обязано было провести экспертизу на предмет законности продажи. Ведь, как открылось почти через десять лет, земля эта была государственной и никакой «Эрлан» не имел права ее продавать, а федеральная Служба регистрации, кадастра и картографии – регистрировать продажу. Судебные разбирательства продолжаются до сих пор, юристы оценивают перспективу скептически. Депутат Госдумы Ольга Алимова, с инициатив и запросов которой в 2013 году начиналась борьба за авиазавод, убеждена, что участники кампании за возвращение заводских земель мыслили для себя финал совершенно иначе: - Сколько было трудов, сколько усилий, сколько судебных баталий! И что мы видим сегодня на возвращенных государству землях? Да пока что ничего вразумительного, а ведь план был возродить на этой территории промышленное производство. Хорошо, что «Соколу» дадут гектар, но вернули-то почти 280 гектаров! Вроде бы, обещали индустриальный парк, где развернется промышленность, но почему-то сейчас инвесторам предлагают окраины, в то время как земля, к которой подведены все коммуникации, пустует, обрастает свалками. Рада за завод «Сокол», но сравним один гектар и 280! О чем тут говорить…
Справка «БВ». ЗАО «САЗ» располагался на 314,4 га федеральной земли, из которых 87,4 га было занято собственно предприятием, а на 254 гектарах размещался аэродром экспериментальной авиации «Саратов-Южный», летно-испытательная станция, производственные корпуса доводки и сдачи самолетов. В производственный комплекс входило более 200 строений, 10 убежищ ГО и ЧС, объекты связи, инженерной инфраструктуры. В сентябре 2012 года в ЕГРЮЛ была внесена запись о том, что ЗАО «Саратовский авиационный завод» прекратило деятельность «в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства». В 2019 году в Арбитражном суде Саратовской области стартовала эпохальная кампания по возвращению заводских земель в собственность РФ. За три года судов удалось вернуть около 280 гектаров, в том числе, 171 га аэродромной территории, арестованные еще в 2016 году в рамках возбужденного уголовного дела.