Саратовским чиновникам попадаются одни «рога и копыта»: что мешает региону заключать нормальные тендеры

Главная проблема муниципальных тендеров — их низкая цена, из-за чего вместо приличных подрядчиков в районы приходят всевозможные авантюристы. Так обрисовали ситуацию с соблюдением законодательства о закупках на недавних слушаниях в Саратовской облдуме районные чиновники. Тон заседанию задал зампрокурора области Дмитрий Симанович, который перечислил все грехи муниципальных заказчиков, включая неполную информацию о тендерах, занижение гарантийных сроков и попустительство к недобросовестным исполнителям, которым то оплачивают еще не сделанную работу, то разрешают уйти с объекта «по соглашению сторон», что не дает возможности привлечь их к ответу за огрехи в работе и занести в реестр недобросовестных поставщиков. Разрывать контракты с теми, кто срывает сроки исполнения, муниципалитеты тоже не любят. От заказчиков зампрокурора потребовал адекватно оценивать возможность выполнения подрядчиками контрактов, а нерадивых — выгонять сразу. Глава минэконома Андрей Разборов добавил к этому перечню недоработок на местах типичные технические ошибки: районные заказчики часто прописывают в документации не действующие ГОСТы, техзадания составлять не умеют, опыт работы подрядчика устанавливать — тоже. По мнению министра, спасет положение повышение уровня знаний муниципальных чиновников. Но сами представители муниципалитетов были настроены не столь позитивно. Основная беда муниципальных контрактов, как заявил глава Петровского района Александр Гречихо, это не только кадры, но и деньги. Да, в малых городах мало сотрудников, которые могут написать грамотное ТЗ. Приходится нанимать исполнителей, которые сделают это лучше. Но средств в районной казне вечно недостает.
- Мы выходим на аукционы, думаем, что к нам придут профессионалы. Все играют ценой, хорошие организации с именем и большим штатам знают цену своей работе и быстро отваливаются, - пожаловался районный глава.
Именно низкая начальная цена аукциона, по его словам, приводит к тому, что заявки подают мелкие компании из Сибири и с Дальнего Востока, которые приезжают на место, не имея своего коллектива, ищут субподрядчиков на месте и качество работ получается соответствующим. А отказать им районные заказчики не могут просто по закону. - Все упирается в цену, это превалирующий фактор. И вместо хорошей организации с богатым опытом работы к нам приезжают какие-нибудь строители из Волгограда, мы их не знаем, пока не подпишем контракт. Вот так система устроена. Они приезжают и начинают у нас в районе искать специалистов, бригады. Это путь в никуда. Это проблема низкой цены, - считает петровский глава.
Тему развил первый замглавы Энгельсского района Евгений Шпольский. По его словам, в закупочной среде вообще сложилась нездоровая ситуация. В первую очередь на стадии проектирования. Исполнители, подающие заявки на тендеры, отчаянно демпингуют, некоторые приходят лишь для того, чтобы получить деньги и сразу пропасть. А честные подрядчики не выдерживают такой ценовой гонки.
- Профессиональные институты не могут конкурировать с «Рогами и копытами», - заключил Шпольский. В пример он привел ситуацию с проектированием ремонта дороги с кольцевой развязкой на пересечении улиц Тельмана и Маяковского в Энгельсе. Подрядчик, АО «Автогрейд», столкнулся с некачественно выполненной документацией, огрехи которой пришлось выправлять уже в ходе самих дорожных работ. При проведении тендера, отметил Шпольский, претенденты отчаянно демпинговали, из-за чего стоимость работ упала с 6 млн до 2 млн рублей. - Для строительных и проектных торгов нужен коридор цен, - считает чиновник. Также по мнению замглавы Энгельсского районе, полезно было бы ввести на федеральном уровне индекс деловой репутации подрядчика.
Проектировщиком, на работу которого жаловался Шпольский, скорее всего было ООО «Саратовское проектное бюро» (СПБ), именно эта компания, несмотря на название прописанная в Энгельсе, выполняла проектно-изыскательские работы по ремонту дорог на пересечении улиц Маяковского и Тельмана. Подписывал контракт комитет по ЖКХ и транспорту Энгельсского района, и цена его действительно резко упала, с 5,8 млн первоначальной до 2,8 млн рублей. Правда, значатся работы выполненными без неустоек и претензий и полностью оплаченными.
На 2021 год в СПБ значилось всего 3 сотрудника, но такие мелочи обычно тендерам не мешают. И в 2021, и в 2022 году компания продолжала активно участвовать в закупках, весь прошлый год она получала контракты от областной Дирекции транспорта и дорожного хозяйства. Существует проектное бюро с 2013 года, принадлежит Надежде Родиной. Выручка 2021 года составила 40 млн рублей. Жалобы на подрядчиков не убедили однако депутата областной думы от КПРФ Александра Анидалова. Он заявил, что чиновники сами не без греха: сбивают цену контракта для нужного им подрядчика, а потом повышают ее через дополнительные соглашения или заключают с ним несколько прямых договоров. Непонятен и механизм определения первоначальной цены тендера.
- По строительству даются такие сроки, что нормальный строитель за них не выйдет. Выходит свой, которому потом все прощают. Но он не в реестре недобросовестных. Это вторая сторона закупок, - заметил он.
Впрочем, о современных проектировщиках депутат тоже был невысокого мнения. - Я видел этих проектировщиков, я сам преподаватель. Эти бакалавры сваю рассчитать не могут, не то, что плитный фундамент, - заключил Анидалов. Единственный способ разрешить проблему, который депутат видит, это создать государственную систему заказчиков, проектировщиков, исполнителей. Чтобы конкретный чиновник нес ответственность за каждый проект.