Саратову и не снилось: в Казани представили проект национального театра Камалы. Будет новая архитектурная икона за 7 млрд рублей?

В Казани подвели итоги международного архитектурного конкурса. Его цель - новая концепция национального татарского театра Камалы. Архитекторы и консорциумы должны были организовать на участке парк с учетом его расположения на берегу озера, по диагонали от старого модернистского здания театра, — и вписать в него новый театральный комплекс. Цена вопроса в проектах участников колебалась от 3 до 28 млрд рублей. Театр Камала — старейший национальный театр России. C 1985 года он занимает здание-парусник, яркий символ советского модернизма, который стоит на берегу озера Кабан и является одной из визитных карточек Казани.  Миссия конкурса - бережное переосмысление в архитектуре той части национальной культуры, которую на протяжении десятилетий хранит и транслирует труппа театра, сообщает портал Prorus.  При этом коллектив должен получить возможность для экспериментов с технологиями и пространством, проведения современных форматов — от лекций до перформансов. А здание - не утратить связи с контекстом - цепочкой озер Кабан. В самом театре запланированы три зала - основной, универсальный и восточный. 
Как и международный конкурс разработки дизайн-концепции старого аэропорта в Саратове, в Казани состязание проходило в два этапа. Охват впечатляющий - 87 копаний из 14 стран мира и 537 архитекторов. В октябре прошлого года были отобраны 8 консорциумов-финалистов, а 17 февраля был выбран победитель. Оператором конкурса выступила международная урбанистическая лаборатория ЦЕНТР Lab. 
В жюри конкурса под председательством мэра Казани Ильсура Метшина вошло более 30 представителей мира архитектуры, городского развития, театрального искусства. Среди них: директор премии Aga Khan Award Фаррух Дерахшани, главный режиссер театра Камала Фарид Бикчантаев, основатель Archdaily.com Дэвид Базульто, первый зампред комитета по архитектуре и градостроительству Москвы Сергей Кузнецов, народная артистка России Чулпан Хаматова, худрук Электротеатра Станиславский Борис Юхананов.  Первое место досталось консорциуму, объединившему архитекторов ООО «Ваухаус» ( Россия), Kengo Kuma & Associates (Япония), Werner Sobek AG (Германия), ООО «ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича» (Россия).  - Форму треугольных панелей крыши можно считать оммажем тому самому старому зданию театра Камала, чей узнаваемый силуэт даже стал частью логотипа театра, - прокомментировали работу организаторы.  При создании парка сохраняются все существующие деревья. Ценная практика, перенять которую не мешало бы и Саратову.  Фойе театра у победителей - огромная городская гостиная, оформленная с национальным колоритом. Войти в нее можно со всех сторон. А вот национальные мотивы в восточном зале выражены не столь тотально. - Безусловно, подкупил жюри, чуть не наполовину состоявшее из театральных деятелей, и продемонстрированный бюро Wowhaus опыт в понимании нюансов повседневной жизни труппы. Тем более, что одним из членов комиссии был Борис Юхананов — художественный руководитель московского «Электротеатра», который как раз спроектировало Wowhaus, - поясняют организаторы конкурса.  Универсальный зал-blackbox оформлен мобильными тканевыми орнаментальными экранами. Второе место с минимальным перевесом в 0,7 балла получил консорциум Bespoke (Казань, Россия), «Асиф Хан» (Англия), Charcoalblue (Великобритания), AKTII (Великобритания), Atelier Ten (Великобритания). На пресс-конференции, где были подведены итоги конкурса, помощник президента Татарстана Наталия Фишман-Бекмамбетова откровенно призналась, что практически львиная доля жюри проголосовала за проект, занявший в итоге второе место. Тем более, что он был оценен в скромные 3 млрд рублей.  - Художественный образ новых фасадов — отсылка к сложному, многослойному культурному контексту театра Камала. Здесь листы бумаги — в прошлом рукописные тексты сценариев театральных постановок, — идеальный фон, на котором все цвета природы усиливают свое звучание, - объясняют свои идеи архитекторы консорциума.  Внутренние пространства раскрываются в городское через панорамное остекление, еще больше притягивая к себе фокус внимания. Кроме белого, в интерьере значительную роль играет золотой, цвет гордости и чистоты. «Золотая нить– проходит через все пространства театра. Дизайн Большого зала навеян мотивами расшитой красной татарской шапочки. А резной купол Восточного зала отсылает к мусульманской сакральной архитектуре. Третье место заслуженно получил консорциум, объединивший ООО «Метрополис» (Москва, Россия), Кооп Химмельблау Вольф Д. Прикс & Партнеры (Вена, Австрия), ООО «Мириада групп» (Казань, Россия). Этот проект стал самым дорогим - 28 млрд рублей против 4-12 млрд рублей у конкурентов. И вдвое выше той высоты, что была предусмотрена техзаданием. - Недаром рассказ о проекте начался с упоминания татарских сказок о лесном духе Шурале. Геометрические орнаменты, покрывающие фасады многосоставной структуры из башен-юрт (от последних унаследована внутренняя визуально проницаемая деревянная структура), делают здание еще больше похожим на волшебный замок-мираж, вот-вот готовый растаять в воздухе, - подметили организаторы конкурса.  Форма здания обыгрывает существующий ландшафт, формируя микро-общественные пространства, в том числе площадь для проведения мероприятий под открытым небом. В театре появляется несколько достопримечательностей — ресторан, смотровая площадка и sky bar. А деревянные структуры вдохновлены конструктивом юрт. Текучесть форм продолжается в интерьерах зрительных залов. Стоимость победившего проекта консорциума во главе с Wowhaus составляет около 7 млрд рублей. Общая площадь - 37 тыс. кв. м. В жюри сочли адекватной цену в 208 тыс. рублей за 1 кв. м, тем более, что она включает и стоимость всего театрального оборудования.
Предполагается, что работы по строительству начнутся в ближайшее время. Полюбившегося жюри участника второго консорциума Асифа Хана глава Казани Ильсур Метшин намерен привлечь к другим проектам в городе. Еще один участник конкурса - megabudka - в ближайшее время займется набережной в речном порту. Об этой территории Метшин ранее говорил как об одном из проектов комплексного развития территории.