Сбербанк в Саратове отнес «Триумф-Молл» к проблемным активам и продает со скидкой. У ТРЦ убыток 2 млрд рублей

Один из ведущих ТРЦ Саратова «Триумф-Молл» с загрузкой в 99,8% снова выставлен на продажу. Объявление размещено на портале проблемных активов Сбербанка, а цена от прошлогодней уже со скидкой в 1,8 млрд рублей. Это не первая попытка владельцев избавиться от ТРЦ, но в ситуации с QR-кодами он может стать первой ласточкой и символом загибающегося саратовского бизнеса. Здание ТРЦ по-прежнему находится в залоге у ПАО Сбербанк. Однако на этот раз его цена составляет не 6 млрд, а 4,2 млрд рублей. Потенциальным покупателям предлагаются либо прямая покупка актива, либо покупка прав (требований).  Напомним, что в прошлом сентябре объявление о продаже ТРЦ провисело всего пару часов и было снято. На продажу выставлялось здание (58 тыс. кв. м), но сайт продавца тогда указывал, что у залогодателя есть права собственности и на земельный участок (21,8 тыс. кв. м). Объект продажи находится в собственности заемщика и полностью в залоге у банка. Загрузка ТРЦ и сейчас составляет 99,8% хотя руководство сети магазинов Перекресток, в том числе размещенном в Триумф Молле, заявляло о закрытии гипермаркетов в ТЦ, если не будет снижена аренда.  Кадастровая стоимость здания «Триумф-Молла» в прошлом году составляла более 1,16 млрд рублей, земельного участка - более 186 млн. В этом году 1,8 млрд рублей и 143,3 млн рублей соответственно.
Как ранее писал БВ, владельцем ТРЦ является ООО «Инвестиционно-ипотечная компания» - московская компания с саратовским ИНН, чьим учредителем выступает кипрский офшор «Молл проджект ко. лимитед». В 2020 году выручка ООО просела на 14%, составив 695,6 млн рублей. Меньше она была только в 2013 году -  640 млн рублей. Однако в прошлом году компания ушла в серьезный убыток: он вырос на 583% и составил 2 млрд рублей. А вот годом ранее, до пандемии, чистая прибыль ООО составляла 421 млн рублей. 
Хотя БВ писал, что в 2018 году компания понесла убыток в 831 миллион рублей, предполагая, что с этим связан и рост кредиторки «Инвестиционно-ипотечной компании» в 2019 году до 302 млн рублей, что на 50 миллионов выше, чем в 2018 году. Как известно, ТРЦ «Триумф-Молл» появился в Саратове в 2010 году, ранее на этой территории располагалось ЗАО «Янтарное» — завод по производству подсолнечного масла. Когда акционерами стали члены известной в Саратове УК «Навигатор», было принято решение возвести в центре города торговый объект. И до сих пор оперативное управление самым известным саратовским ТРЦ, осуществляет, как говорят, совладелец известной сети фитнес-клубов бизнесмен из «навигаторских» кругов Алексей Крашенинников. Саму же стройку вела зарубежная компания Mirland Development, она же — конечный бенефициар ТРЦ. Объем инвестиций в проект оценивался в 85 млн долларов, финансирование проходило через «Европейский банк реконструкции и развития».
Mirland Development входит в состав израильского холдинга Fishman Group, который был подконтролен предпринимателю Элиэзеру Фишману (родился в СССР) и его супруге Тове Фишман. Владельцем ТРЦ является ООО «Инвестиционно-ипотечная компания», которая находится в Москве, но имеет саратовский ИНН. Учредителем выступает кипрский офшор «Молл проджект ко.лимитед».
ООО «Инвестиционно-ипотечная компания» много времени проводит в судах с предпринимателями, которые являются арендаторами площадей в ТРЦ. Судя по материалам дел, аренда в ТРЦ – удовольствие не из дешевых, предприниматели платят сервисные сборы и еще массу всевозможных платежей, не считая самой аренды, коммунальных услуг и пр. Кто именно закладывал здание в банк и, видимо, не смог погасить кредиты, выяснить по открытым источникам не удалось. Известно лишь, что в 2017 году Элиэзер Фишман с долгами в 1,5 млрд шекелей был объявлен банкротом по решению Тель-Авивского окружного суда. Реализацию имущества суд передал в руки специального адвоката Йоси Бенкеля, так что, все подробности у него.
Выяснилось также, что долги Фишмана перед банками составили порядка 3 млрд шекелей. В империю 74-летнего основателя входило более 30 различных компаний, начиная с выпуска чипсов и кончая разработчиками систем связи.
Mirland Development, созданная специально для управления активами в России, планировала построить здесь порядка 2 млн кв. метров коммерческой и жилой недвижимости, вложив около 2,5 млрд долларов. Саратовский ТРЦ упоминается в федеральных источниках как пример крупного девелоперского проекта компании. Однако с 2014 года из-за антироссийских санкций, девальвации рубля и падения платежеспособного спроса на рынке недвижимости, Mirland Development начала терпеть убытки. Ситуация усугублялась тем, что компания активно привлекала средства, эмитируя ценные бумаги, и была вынуждена откладывать выплаты держателям бондов. Все это похоронило репутацию Mirland, так что личное банкротство Элиезера Фишмана было лишь вопросом времени. Йоси Бенкель уверен, что к банкротству Фишман начал готовиться загодя, создав запутанную корпоративную структуру, из которой начал выводить активы на родственников еще 16 лет назад. Вполне возможно, что личный финансовый кризис израильского магната и попытки продать за 6 миллиардов рублей ТРЦ в Саратове – звенья одной цепи, ведь в 2014 году российский МДМ-банк (ныне влился в ФК «Открытие») уже требовал с Фишмана как поручителя 150 млн рублей.
Судя по крупному убытку не исключено, что влияние на ситуацию оказали пандемия и прошлогодний локдаун, последний гвоздь в крышку гроба забила система QR-кодов. Как ранее писал БВ, арендаторы ТРЦ «Город» из-за резко снизившегося потока посетителей заявили о банкротствах, прогнозируя, что они могут затронуть и сам торговый центр. А глава гильдии ТРЦ Юлия Макаревич констатировала, что завязанный на длинных кредитах и в отсутствие поддержки бизнес чувствует себя очень плохо.