Сейчас ситуация намного тяжелее, чем в 2014 году: экономист Сергей Гуриев – о курсе рубля, экспорте нефти и активах ЦБ

Московская биржа отложила торги на валютном рынке. Курс доллара на Forex превысил 105 рублей, евро – 127 рублей. Все это – прямое следствие заморозки активов Центробанка в Евросоюзе, США и Канаде. Теперь ЦБ не сможет использовать свои международные резервы, чтобы поддерживать курс рубля. Экономист Сергей Гуриев объяснил для прессы, как санкции изменят российскую экономику.«Наличие резервов было одной из ключевых опор макроэкономической стабильности — что произойдет на валютном рынке, трудно предсказать. Просто потому, что такого никогда не было. Но это огромный удар по рублю. Это можно сказать абсолютно точно», - отмечает Гуриев.  По словам эксперта, надежда на имеющиеся у ЦБ золото и юани может оказаться несостоятельной. «Американские санкции — это очень серьезный механизм, и необязательно китайские банки захотят помогать российскому ЦБ, потому что Америка может на них наложить серьезное наказание за это», - считает экономист. Что касается золота, то опять-таки непонятно, кто его захочет покупать, рискуя попасть под санкции. «Америка может запретить китайским банкам покупать российское золото и обменивать юани, которые есть у ЦБ, на доллары. А российскому ЦБ, конечно, нужны доллары и евро, потому что большинство импорта российской экономики — это все-таки Европа. Чтобы покупать таблетки, технологии, еду, нужны доллары, а не юани», - подчеркивает Гуриев. По его мнению, сейчас ситуация тяжелее, чем в 2014 году, потому что тогда резервы ЦБ не замораживали. «В принципе, цены на нефть сегодня высокие. Но непонятно, смогут ли российские экспортеры нефти продать эту нефть и получить доллары, потому что в теории доллары они получат, но на практике: смогут ли они перевести их в Россию и продать где-то?» - задается вопросом эксперт.
Гуриев допускает, что валютные вклады граждан в российских банках могут подвергнуться изъятию. «Вам скажут: «У вас есть доллары, но вы не имеете права их снять, вы можете их конвертировать в рубли по установленному государством курсу». Такой сценарий вполне возможен», - указывает он.
Наконец, может быть введено и эмбарго на экспорт российской нефти. «Если бы вы меня спросили два дня назад, я бы сказал: это невозможно. Сейчас мы видим, что возможно все», считает Гуриев, указывая, что замещать ее Запад будет расширением производства сланцевой нефти в Америке. На этом фоне запрет на экспорт высоких технологий как-то теряется, хотя в долгосрочной перспективе это не менее жесткая мера. «Все, что Россия хочет делать в технологической сфере, зависит от сотрудничества с другими странами. В этом Россия не одинока. Китай тоже не может сделать ничего только сам. И Америка. Есть простой факт: самые современные микрочипы производятся на Тайване. Тайвань присоединился к санкциям. Это означает, что развитие технологий в России остановится», - объясняет Сергей Гуриев. При этом к ответным санкциям России – например, прекращению поставок газа, Запад готов и обсуждает эту возможность вполне серьезно. При этом «Запад знает, что зависит от газа меньше, чем Россия зависит от поставок газа», считает экономист.