Скрытая безработица, инфляция и нефть со скидкой: с чем столкнутся Саратовская область и Россия в 2022 году

Санкции не сулят россиянам легкой жизни, рынок лихорадит, а состояние экономики не добавляет оптимизма. В перспективе эксперты сулят России отток капитала на уровне 200 млрд долларов в нынешнем году, а нефть, по их выкладкам, придется продавать со скидкой примерно по 20 долларов за баррель, Так видит сложившуюся ситуацию глава саратовского отделения «Партии Дела» Олег Комаров. Инфляция в 2022 году может достичь 22-23%, а реальные доходы граждан упасть на 7-10%. Но вместе с этим прогнозы по двойному росту безработицы в связи с приостановкой работы или уходом с рынка ряда отраслей, Комаров считает неубедительными и продиктованными паникой. Большая часть рынка, уверен он, будет в конечном итоге переформатирована, а рынок наконец получит серьезную поддержку от государства. Ответом на санкции, уверен Олег Комаров, станет наращивание реального производства и усиление роли малого бизнеса, активация внутреннего кредитования и развитие национальной цифровой валюты для поддержания экономики. В своем прогнозе глава отделения «Партии Дела» отводит особую роль малому и среднему бизнесу. Для поддержки занятости населения, напоминает он, правительство РФ уже выделило порядка 40 млрд рублей, из них более 25 млрд предназначены на создание временных рабочих мест в регионах. - Будем надеяться, что именно малому и среднему бизнесу достанется львиная доля этих денег, поскольку в кризисные времена, когда стопорятся крупные проекты и компании, именно этот сегмент рынка способен эффективно обеспечить и занятость, и поддержание экономики на плаву, - отмечает он. Если это произойдет, бизнес, уверен Комаров, открывшиеся возможности использует сполна. В Саратовской области, констатирует он, ситуация на рынке хуже не стала. Правда, в данном случае это не повод для оптимизма. Очень возможно, что ей просто некуда ухудшаться.
- Официальные лица рассказывают, мол, «численность безработных в регионе составляет около 9 тысяч человек, уровень регистрируемой безработицы – 0,7%, общей безработицы – 3,5%. Этот показатель характерен для допандемийного времени. Местный наш глава минтруда бодро рапортует, что «в регионе открыто 27 тысяч вакансий. Больше всего - на предприятиях обрабатывающего производства (19%), в сфере здравоохранения и соцуслуг (14%), государственного управления, в сферах образования и торговли». Но эти свободные вакансии зачастую «пылятся» годами, никого туда и калачом, как правило, не заманишь по причинам крайне низкой оплаты труда и плохих условий трудовой деятельности, - подчеркивает Комаров.
В Саратовской области, отмечает он, руководствуясь собственными наблюдениями, высока скрытая безработица. Именно она могла бы закрыть все вакансии, будь они не столь малопривлекательными. В соседних регионах ситуация вряд ли значительно отличается. В заморозке, поясняет Олег Комаров, находятся не только предложения на рынке труда, но и спрос на них. Но шоковое состояние тех же торговых центров, растерявших иностранных арендаторов, долго, по мнению эксперта не продлится. Выпадающие из оборота товары и услуги придется замещать, на рынок неминуемо выйдут отечественные компании и будут привлекать персонал. - В гораздо более выгодных условиях окажутся те наши предприниматели, чьё развитие сдерживали международные конкуренты, - прогнозирует Комаров. Местная власть может предложить оплачиваемые общественные работы. Этот способ, напоминает он, уже себя оправдал как средство предотвратить массовую безработицу. В Саратове таким образом, считает эксперт, можно было бы закрыть массу коммунальных проблем, хотя бы с тем же ремонтом водопровода. Федеральные органы власти сейчас выделяют помощь для поддержки работников промышленных предприятий, на первом этапе она уже составила более 7 млрд рублей и еще 6 млрд выделят НКО для переобучения граждан на востребованные специальности и эту программу, уверен эксперт, надо расширять и дальше.
- Я, например, надеюсь, что ответственные лица учитывают тот факт, что огромная потребность в рабочих руках сохраняется в нашем сельском хозяйстве. Значит, надо организовывать заманчивые программы переселения людей туда, где есть потенциально важные рабочие места, в те же села, где необходимо резко наращивать производство мяса, зерна, молока в преддверии анонсированного мирового продовольственного кризиса. Он ведь коснется и нас с вами! - предупреждает Комаров.
Неприятные последствия на этом этапе, по его словам, это увеличение числа «работающих бедных» - формально занятых граждан, которым едва хватает их зарплат. - Мне кажется, большое распространение на время кризиса получит так называемая неполная занятость (менее 40 часов в неделю), отпуска без сохранения зарплаты, простои. В период пандемии почти 13% работников в стране были переведены на неполный рабочий день или неполную неделю, около 11% отправлены в вынужденные, как бы добровольные отпуска. Но это позволило не увольнять людей со всеми вытекающими отрицательными последствиями и для работников и для работодателей, - полагает он. Неполную занятость Комаров расценивает как суррогатную меру, не решающую основных проблем, но как антикризисная подойдет и она, но при условии выплаты компенсаций гражданам, переведенным на неполный рабочий день. Также необходимо увеличить размер пособий по безработице, повышать минимальный размер зарплат и вводить дополнительные меры соцподдержки. Не исключает эксперт на этом этапе и введение продовольственных карточек для нуждающихся.
- Не поборов всплеск безработицы в самом начале долгих трудностей, которые нам предстоят, мы рискуем столкнуться с нарастающим валом людей без занятости, без средств к существованию. Каких социальных последствий ждать от такого положения вещей – нам всем слишком хорошо известно, - предупреждает эксперт.