Снижения цен не предвидится: на сколько еще подорожают автомобили в Саратове и есть ли шанс отказаться от допов и кредитов

Цены на авторынке с начала года выросли минимум на 20%. Причин несколько - дефицит полупроводников, инфляция, аппетиты дилеров, стремящихся продать авто с дополнительными опциями. Снижения стоимости авто не предвидится - скорее, наоборот. Покупателям придется потрудиться, чтобы найти выгодные условия. Саратовцев это не останавливает - они скупили авто еще в прошлом году. По данным аналитиков, цены в России на авто в этом году выросли на 20%. Средняя цена нового автомобиля приблизилась к 2 млн рублей, подержанного — превысила 600 тысяч. Основной причиной этому называется дефицит автомобильных чипов, вызвавший перебои в производстве — было произведено на почти 8 млн автомобилей меньше. - Вторичный рынок испытал одновременно пик спроса со стороны покупателей, отчаявшихся купить новый автомобиль, и провал предложения из-за того, что люди не хотят продавать машину без гарантии, что смогут заменить ее на новую, - отмечают авторы обзора в The Bell (*признан иноагентом). К примеру, сверхвостребованный Toyota Land Cruiser 300 при рекомендованной розничной цене в 7–8 млн дилеры продают за 12–13 млн рублей, сообщает главный редактор Blog.autospot.ru Саша Столяров. Попутно авторы материала констатируют: в российских автосалонах практически невозможно купить авто в стандартной комплектации. Дилеры сплошь и рядом предлагают автомобиль с дополнительными опциями, прибавляющими к и без того высокой цене сотни тысяч рублей. По данным «Коммерсанта», с 2019 года объем дополнительных опций при покупке автомобиля в среднем вырос в пять раз, достигнув 200–400 тысяч рублей на машину. В Саратове же широкое распространение получила история, когда авто можно купить только в кредит, причем оформленный только у дилера. В итоге финансовые показатели автодилеров в России за этот год росли быстрее рынка. Продажи новых автомобилей «в штуках» в России в первом полугодии выросли на 37%, а выручка топ-50 крупнейших дилеров подскочила в 2,5 раза, до 1,2 трлн рублей, констатирует издание.  Аналитики называют ситуацию рынком продавца - покупатели готовы приобретать авто даже на таких условиях.
- Товарные запасы у дилеров не растут, машины очень быстро распродаются. Некоторые покупатели вынуждены ждать по несколько месяцев, чтобы приобрести автомобиль. Этим во многом объясняется и негатив, который начинает появляться в отношении дилеров. Когда существует общий дефицит машин, в самих дилерских центрах остаются в наличии только дорогие автомобили с большим количеством дополнительных опций, — говорит аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов.
Дело в дилерах, говорит исполнительный директор «Келес Рус» (официальный дистрибьютор Chevrolet массового сегмента в России) Вадим Артамонов. Производители, по его словам, подняли цены в среднем на 10%, дилеры — на 20-30%, а на отдельные модели за счет «допов» и на 50-60%.  Сами дилеры считают, что расширенные «допы» — это часть новой рыночной реальности. В «Рольфе» подтвердили усилившийся дефицит авто, связывая при этом быстрый рост выручки у дилеров с ростом цен и низкими продажами в 2020 году.  В «Авилоне» указывают на рост цен (на 2,5-15% с начала года) и высокий спрос как факторы роста выручки. Причиной роста цен дилер считает инфляцию, обновление модельного года и дефицит машин. Навязывание «допов» при покупке машины «Авилон» не прокомментировал. В дилерском центре «Автодом» признали, что если раньше с «допами» продавалось 20-30% автомобилей, то теперь 99%.
- Это новая норма рынка. Клиент практически не может отказаться от них, так как «допы» уже установлены на автомобиль. Сейчас автомобили в своей цене имеют до 15% именно за счет допоборудования или финансовых продуктов, — говорит гендиректор компании Андрей Ольховский.
Любопытно, что по данным издания Россия - исключение на мировом авторынке. Так, в США, где подорожание авто стало одним из главных факторов инфляции, дилеры стимулируют предзаказы и отказываются от скидок — но массовых сообщений о накрутках нет. В условиях физического дефицита и роста цен покупатели пошли на вторичный рынок, после чего подержанные автомобили (в отличие от России) подорожали заметно больше, чем новые — на 32% по сравнению с 7%. Безальтернативные «допы» в США не популярны, а дилерская надбавка в стране сейчас в среднем около 3-8% к рекомендованной розничной цене (РРЦ), тогда как в прошлом году была отрицательной. Это, впрочем, не исключает надбавок до 100% на самые дефицитные машины. Частично рынок в США стабилизируют до недавних пор практически запрещенные (по антимонопольным соображениям) прямые продажи производителей. Пока их узаконили и собираются узаконить уже 12 штатов, в которых независимым дилерам грозит полное исключение из цепочки продаж. В России прямыми продажами пользуются несколько производителей - Hyundai, Renault и BMW, но в стране они не сильно популярны - так реализуется лишь 3% авто. Дилеры этот формат прямо саботируют, назначая зачастую цены на несколько сотен тысяч ниже, чем у производителя. В качестве примера журналисты «Авторевю» приводят новый Renault Duster: на сайте производителя он стоит 1,72 млн. рублей, у дилера эта же модель стоит лишь 1,55 млн рублей. Дилеры Hyundai вообще пожаловались властям на сайт производителя.  Автосалоны считают, что цены на авто в России продолжат расти и в 2022 году, хотя уже не так быстро. Хотя не исключено, что из-за ситуации с полупроводниками цены будут расти на 5% еще несколько ближайших месяцев. По словам представителя «Автодома», «рынок покупателя» не вернется раньше второго квартала 2023 года, а в 2022 году автомобили могут подорожать на 15% или даже на 25-27% при неблагоприятном стечении обстоятельств. В «Рольфе» ждут витка цен у брендов в начале следующего года и указывают, что автомобиль становится инвестицией: бывает, что покупка не дешевеет на выезде из салона.
- Премиальному сегменту и «китайскому» еще есть куда расти, а массовые модели уже, кажется, достигли своего ценового психологического потолка. Хотя если кто-то ждет, что в следующем году цены на автомобили вдруг поползут вниз, то спешу огорчить — снижения цен не предвидится. К Новому году они могут еще подрасти на самые востребованные модели, а в январе–феврале на складах у дилеров можно будет в футбол играть. После праздников производство обычно снижается из-за выходных. Плюс многие наши заводы и так постоянно объявляют о приостановке конвейеров, — объясняет Саша Столяров из Autospot.
«Авторевю» советует все равно торговаться с дилером, но даже не за цену, а за ее указание в договоре купли-продажи (после чего он становится документом, с которым можно идти в суд, если условия нарушены). Кроме того, на сложившемся рынке нужно обходить как можно больше дилерских центров, не брезговать машинами-«отказниками» и даже поездкой в соседний город. Если менеджер прямо говорит, что не продаст машину без «допов», это может стать поводом для жалобы в Роспотребнадзор. Продать машину по рекомендуемой розничной цене регулятор не обяжет, но выписать штраф за навязывание услуги до 500 тысяч рублей может, и это тоже аргумент в споре, замечает издание.  Ну и записываться в очередь на ожидание авто имеет смысл, если разница в цене между имеющимися авто и теми, что еще только будут поставлены, хотя бы покрывает инфляцию.
Любопытно, что саратовцев, видимо, сложившаяся на рынке ситуация не пугает. Или же они оказались весьма прозорливы, увеличив в 2020 году автопарк региона на 4 тысячи машин. При этом выросло число дорогих автомобилей, при начислении транспортного налога к которым применяется повышающий коэффициент. Их в 2020 году было приобретено 294 штук, что на 21% больше, чем в 2019 году.