Спикер Госдумы сулит саратовской земле ревизию: кто будет раскрывать секреты «Тропиканки» и прочих «инвесторов»

История с участками саратовской земли, раздаваемыми без торгов, похоже дотянулась до Москвы. После массы публикаций в СМИ, прокурорских проверок и уголовных дел, под которые угодили городские чиновники, вопрос поднял спикер Госдумы. В тг-канале сторонников Вячеслава Володина появилось новое его выступление. Оказывается, участков под снесенными домами в городе накопилось аж 310 и что делать с ними, непонятно. Федеральное законодательство предписывает отводить их только под соцобъекты или дома для переселенцев из аварийного жилья. Но в Саратове такое происходит лишь на окраинах, вроде Заводского или Ленинского районов. - И вот, глядя на информацию, которую предоставила прокуратура, вижу: это отдали под стоянку платную, а здесь участок отдали под магазин. Фамилии всех. Не имели права! Но говорят, якобы какая-то норма была в областном законе, что могут магазины. Надо в областной Думе посмотреть, убрать эту норму, потому что это лазейка. Ее кто-то создал – посмотреть, кто создавал, - заявил спикер, - А дальше надо собраться и заслушать, что на этих 310 участках находится. В каком они состоянии? Где еще не убрали эти руины? А где убрали, что там? Упомянутая им лазейка — это выделение земли инвесторам, но в такой роли, как показала практика последних лет, может оказаться кто угодно. Процесс стартовал в бытность мэром Михаила Исаева, нынешнего председателя областной думы. Тогда участками щедро расплачивались за спасение обманутых дольщиков. Таким образом получили немалые наделы весьма неоднозначные юрлица, впоследствии сошедшие со сцены. Самый известный пример - история с пензенской компанией ООО «Тропиканка», которая выступила спасительницей дольщиков, получила за это 11 участков саратовской земли и почти сразу обанкротилась, а участки поменяли владельцев. Появились на них в скором времени как раз магазины. Возможно, о них и говорил спикер.
Впрочем, землю под магазины можно было получить не только за дольщиков. У всех на слуху история с компенсациями за изъятые в Мирном переулке ларьки. За них тоже отплатили немалыми наделами, достаточными, чтобы открыть там торговлю или даже начать стройку. Под документами о выделении участков стоит подпись главы городского КУИ Светланы Чеконовой. Для нее земельная история обернулась уголовным делом о превышении полномочий. Сейчас чиновница временно отстранена от должности, но следствие требует уволить ее в связи с утратой доверия.
Но автор указанной Володиным «лазейки» хорошо известен: выделять землю спасителям дольщиков предложила как раз Саратовская областная прокуратура еще в 2018 году. Ведомство даже выражало недовольство пассивностью тогдашнего главы минстроя Дмитрия Тепина, который не спешил издавать соответствующие подзаконные акты. «Бездействие органов власти может привести к отказу инвесторов участвовать в инвестиционных проектах по завершению строительства многоквартирных домов», - заявляли прокурорские работники, выдавая Тепину предписание. Сейчас экс-министра настигло уголовное дело из-за социального жилья и не приведенной в порядок методике проведения аукционов на его строительство. Заброшенных участков в Саратове накопилось действительно изрядно. Это подтвердили и комментаторы в тг-канале спикера.
- В центре Заводского района снесли дома и бросили территорию. Теперь там лес, кустарник, бомжи, костры, пьяные и прочее и прочее... - написал один из читателей.
Назывались и конкретные улицы, где расселенные и брошенные дома привлекают маргиналов: Озерный тупик, проспект Энтузиастов, Барнаульская. В последнем случае, отмечает читательница по имени Галина, гражданам вообще обещали сквер напротив дома по Барнаульской, 18а, но к обустройству его никто так и не приступил. Вот так выглядит территория со спутника, пустующая территория находится между улицей Кленовой и Озерным тупиком. Там, где участки расчищены и застраиваются, у граждан тоже имеются претензии. Так, строящийся дом по улице Международной, 24 корпус 2 в Ленинском районе, пишут саратовцы, будет затенять расположенные рядом детсад, школу и другие дома. А вот парковочных мест вокруг не хватает.
В центре Саратова, как «БВ» писал еще в начале весны, ситуация с пустующими участками еще сложнее. Дома сносятся, как правило, небольшие, так что под застройку получившийся пустырь не годится. В результате он не становится ничем, ни парковкой, ни сквером, которых городу ощутимо не хватает, ни соцобъектом. Расселенные дома ветшают и горят, а там, где их все-таки снесли, брошенная земля зарастает бурьяном.
О земельной ревизии тоже говорится не первый раз. Ранее депутат городской думы Виктор Марков отмечал, что учет таких пустующих участков в Саратове назрел давно, но никто до сих пор не поднимал этого вопроса на уровне муниципалитета. Расселение и снос идут точечно, а не единым массивом. Соседство участков с охранными зонами памятников архитектуры отпугивает даже тех застройщиков, которые потенциально могли бы туда прийти. По мнению депутата, наилучшим выходом было бы пустить такие территории на самые насущные нужды города - парковки, спортплощадки, зеленые зоны.
Если сложить воедино проблему с участками в центре города и на окраинах, картина вырисовывается следующая: клочки земли в старой застройке никому не нужны — большого дома не построить, строительные ограничения сводят всю выгоду на нет. На окраинах, где строить можно и земли больше, она несколько последних лет под разными предлогами раздавалась сомнительным лицам, тем более, что инвестором можно было в принципе назвать кого угодно. В том числе иногороднюю компанию, выступившую фактически посредником при передаче земли.