Субсидиарка на маргарине — обязательства бывшего саратовского министра Беликова по долгам "Консервного завода ФСИН" растут из его уголовного дела

Решение саратовского арбитража о привлечении к субсидиарной ответственности бывшего гендиректора ФГУП «Консервный завод ФСИН РФ» Павла Беликова устояло в апелляции. Определением суда от 1 июня было признано наличие оснований для субсидиарной ответственности, но производство было приостановлено до окончания расчета с кредиторами. Бывший директор подал апелляционную жалобу, но и 12 ААС, рассмотрев ее в конце августа, посчитал, что поводов для субсидиарки достаточно. История банкротства ФГУП «Консервный завод ФСИН РФ» началась после того, как в мае 2016 года его гендиректор Павел Беликов, бывший саратовский министр по делам территорий, был арестован по обвинению в хищении бюджетных средств при заключении заводом госконтрактов. Первоначально ему вменяли сумму 350 млн рублей, которая, как полагало следствие, утекла через подконтрольные Беликову фирмы. Но в ходе расследования эта сумма сжалась до 65 млн. Предприятие очень скоро впало в ступор, в 2017 году стартовал банкротный процесс. В декабре 2018 года Беликов получил 8 лет за мошенничество, коммерческий подкуп и взятку, спустя еще полгода Саратовский облсуд убрал из дела взятку и подкуп, а приговор сократил до 7 лет. Впрочем, и этот срок экс-министр и бывший директор не отсидел, освободившись по УДО.
Как ясно из решения 12 ААС, вся субсидиарка для Павла Беликова растет из тех же сделок, что легли в основу приговора по уголовному делу, в котором остались в основном договоры на закупку маргарина. За маргарин бывшего директора и хотят заставить отвечать рублем, правда, пока не определились с размером.
Заявление о субсидиарной ответственности для Павла Беликова подавал в суд конкурсный кредитор ИП Илья Иванов. Ранее конкурсный управляющий предприятия Алла Алябьева добивалась ответственности также для директоров завода, руководивших им до и после Беликова, а также для самой ФСИН РФ, но суд ей отказал. А Илья Иванов искал обоснования для своего заявления в материалах уголовного дела. Конкурсный управляющий просила суд взыскать с Беликова персонально 4,4 млн рублей, а также солидарно с другим экс-директором завода, Борисом Богаповым, 1,6 млн рублей и солидарно с трех экс-руководителей, Беликова, Богапова и Алексея Болтага - 134,4 млн. По мнению конкурсного кредитора Ильи Иванова, размер субсидиарки следует рассчитывать исходя из совокупного размера требований кредиторов, которые остались не погашенными, минус 65,7 млн, которые с Беликова уже взыскали в возмещение ущерба, совершенного преступлением.
Пока суд только установил обоснованность привлечения экс-директора к ответу по долгам предприятия. И только для него одного. Так что сколько в итоге потребуют с Павла Беликова, еще неизвестно. Единственное, в чем были единодушны обе инстанции, что ранее взысканные 65,7 млн из итоговой суммы следует вычесть.
Как установило следствие, перед самым банкротством Консервный завод ФСИН заключал сделки с ООО "Мастер-Кондитер" на поставку растительных жиров, стоимость которых оказалась завышенной, а объем - не предусмотрен договором. Разница между рыночной стоимостью жиров и той суммой, которую на них потратил завод, составила 65,7 млн рублей. Аналогичную схему правоохранители нашли в сделке на поставку жира с ООО "Торговый дом М1". По данными следствия, предприятию был специально поставлен более дешевый маргарин, а переплаченные деньги были похищены. Бизнесмены, участвовавшие в сделках, пошли под следствие как соучастники, и тоже получили реальные сроки заключения.
В решении 12 ААС всплывают и другие интересные подробности уголовного дела. Например, в поселке Новопушкинский Энгельсского района, где у консервного завода имелось масложировое производство, по данным следствия лишь имитировалась работа. Как заключили правоохранители, Павел Беликов "на основании полученных от соучастников подложных накладных о поставке жиров поручил подчиненным ему работникам ОП «Новопушкинское» изготовить документы, создающие видимость производства во ФГУП, якобы из данных жиров маргарина". На самом же деле маргарин покупался у других компаний, причем по завышенной цене.
Сам Павел Беликов, обжалуя решение арбитража, упирал на то, что после его ареста учреждениям ФСИН было велено приостановить заключение контрактов с заводом до особого распоряжения. Но суд эти доводы опроверг, напомнив, что Консервный завод ФСИН - самостоятельный субъект деятельности и мог бы принимать участие в заключении госконтрактов не как единственный поставщик учреждений уголовно-исполнительной системы, но и на общих основаниях. Практически все производственные активы, и недвижимость, и техника ФГУП «Консервный завод ФСИН РФ» на данный момент уже распроданы в рамках банкротства. Последнее собрание кредиторов, его назначали на 24 августа, не состоялось из-за отсутствия кворума.