Топливный рынок перекосило — Саратов ждет повышение цен на бензин. Разбираемся, почему

Российский топливный союз просит правительство РФ разрешить проблему с дисбалансом оптовых и розничных цен на рынке моторного топлива. Соответствующее обращение направлено к премьер-министру Михаилу Мишустину.

На сегодняшний день оптовые цены на бензин АИ-92 выросли на 55% к прошлому году, на бензин АИ-95 - на 46% при росте розничных цен 3,6%, говорится в обращении. Оптовые и розничные цены практически сравнялись, а в ряде регионов опт стал выше розницы.

Топливный союз объединяет розничных операторов рынка. По мнению подписантов, основная причина роста оптовых цен и биржевых ценовых индикаторов, к которым они привязаны, это нарушение баланса спроса и предложения по бензину. Предложение снизилось, биржевые продажи упали на 12% к прошлому году. Спрос при этом наоборот растет за счет деловой активности потребителей, внутреннего туризма, увеличения объемов грузоперевозок.

Кроме того, растет экспорт бензинов. По июлю 2023 года он увеличился на 55,3% в сравнении с прошлогодним периодом. Отмечается также экспорт топлива прямо с нефтебаз, то есть того, что было поставлено на внутренний рынок с выплатой демпфера. Такие меры установлены постановлениями правительства РФ от 23 декабря 2022 и 24 июня 2023 года, они призваны снизить экспорт, но к сожалению, нужного влияния не оказали, заключает Топливный союз.

Розничная цена на бензин оказалась ниже оптовой и в Саратовской области.

- Наш регион не исключение, оптовая цена выше розничной цены на заправках. Никакой экономики нет, опт вырос на 50%, а розница примерно на 4%, цифры не сопоставимые. 

Диспаритет роста оптовых и розничных цен лег на владельцев АЗС. Сегодня оптом бензин АИ-92 продается на 10 копеек за литр дороже, а бензин марки АИ-95 - на 85 копеек дороже, чем в розницу на АЗС. Театр абсурда: бензовозам выгоднее заливаться на АЗС, чем на нефтебазах

, - рассказала «БВ» управляющий партнер топливной компании GP Vympel Екатерина Савкина.

Саратовские независимые АЗС, отметила она, в очередной раз вынуждены поднимать цены и при этом все равно работать в убыток.

- До последнего владельцы независимых АЗС старались не транслировать галопирующий рост оптовых цен в розничные, неся тем самым операционные убытки. Но в прямой убыток (закупка дороже продажи) работать просто невозможно. Для работы АЗС с минимальной нормой рентабельности цену бензина на стеле нужно поднять рублей на 6-8! Уже сегодня частники торгуют дороже АЗС вертикально интегрированных холдингов (ВИНК) на 2-3 рубля, что вызывает негатив у автомобилистов и катастрофический отток клиентов. К сожалению, это не предел, - констатирует эксперт.

Схожая ситуация на рынке топлива уже наблюдалась в 2021 году. Тогда о риске топливного кризиса предупреждала Счетная палата РФ. Причиной роста цен на топлива тогда стало подорожание нефти в конце 2020 года. В Саратове вопрос с топливом обсуждался в региональном минпроме и был выработан план действий.

Сейчас же, как отмечается в обращении Российского топливного союза к премьер-министру, рыночная ситуация по всей стране сложилась куда тяжелее той, что была 2 года назад. Свою роль играет, во-первых, высокий уровень потребительской инфляции 2022 года — 11,94%, во-вторых, еще больший рост инфляции промышленной. Это привело к росту операционных затрат розничных операторов, они достигли 7-8 рублей на литр продаваемого топлива.

Дополнительным отягощающим фактором стало увеличение сроков доставки по железной дорого того топлива, что было приобретено на бирже. По данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса, примерно треть товарного запаса бензина в РФ, это чуть менее 2 млн тонн, это товар, находящийся в пути. С учетом того, что купленное на бирже топливо оплачивается со 100% предоплатой, покупатели - розничные операторы дополнительно отвлекают оборотные средства и увеличивают кредиторскую задолженность.

- Ситуация усугубляется тем, что у независимых заправщиков нет ни топлива, ни денег, - подтвердила Екатерина Савкина. - У предпринимателей, кто покупает товар на топливной бирже в Петербурге, уже просто физически нет средств предоплатить очередную партию топлива, чтобы она «застряла» в пути. Соответственно, в целях повышения оборачиваемости капитала, возрастает нагрузка на местные нефтебазы, что может привести к проблемам в топливоснабжении региона.

Топливный союз просит правительство РФ принять меры налогового и таможенного регулирования, чтобы сохранить премиальность внутреннего рынка перед внешним и обеспечить рост оптовых цен на бензин не выше инфляции. Также, по мнению подписантов, нужны меры административного и таможенного регулирования для запрета экспорта бензинов и дизтоплива для тех компаний, что сами не являются производителями. И наконец, необходимо повысить приоритетность перевозок моторного топлива по железной дороги.

Допустимый рост оптовых цен на бензин, говорится в обращении, необходимо уменьшить на 3%, а дизтоплива - на 5% относительно индикативной цены, а нормативы биржевых продаж повысить минимум до 15%.

На данный момент поиском решения проблемы в правительстве РФ уже заняты. Вице-премьер Александр Новак поддержал предложение Минэнерго РФ ограничить число экспортеров бензина, а также поручил продолжить работу по увеличению объемов предложения топлива на внутреннем рынке.

Как стало известно 24 июля, свое предложение, в целом совпадающее с мерами, предложенными Российским топливным союзом, внесла ФАС РФ. Антимонопольное ведомство тоже считает, что объемы продаж топлива на бирже надо увеличить, но не до 15%, а до 13% - по бензину и до 9,5% - по дизтопливу. Сейчас эти нормы составляют 12% от общего объема произведенного бензина и 8,5% - от дизельного топлива. 

По мнению Екатерины Савкиной, при том, что повышение порога обязательных продаж топлива на бирже в целом пойдет на благо рынку, изменения на 1%, которое предлагает ФАС, недостаточно, чтобы выправить ситуацию. Сейчас ряд предпринимателей Саратовской области, пояснила она, уже обратились к президенту РФ с просьбой помочь в разрешении ситуации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.