«Ты ведешь себя как сопливый пацан, сказал я Грищенко»: какой была саратовская гордума 20 лет назад. Глава из книги «Неудобный депутат»
В новой городской думе Саратова поделили портфели. Депутатов вместо 42 стало 35, число комиссий сократилось до трех, а их председателями стали креатура перевозчика Андрея Беликова и наследники Олега Грищенко.
Экс-гордеп Олег Комаров в своей книге «Неудобный депутат» вспоминает, чем же гордума была при Юрии Аксененко.
- Я часто возвращаюсь мыслями в начало своей политической карьеры. Ведь уже более 20 лет прошло, как я принял нелегкое для себя решение участвовать в выборах Саратовской городской Думы 2-го созыва. Если говорить начистоту, то эта мысль появилась после беседы с Камилем Саидовичем Бешаровым, который тогда был заместителем главы администрации Ленинского района. Сидели как-то вечером, разговаривали и вдруг он мне говорит: «А почему бы тебе, Олег, не пойти в депутаты?» - вспоминает Олег Комаров.
Предложение для него стало полной неожиданностью: к тому времени Комаров состоялся как бизнесмен, а опыт политической работы был совсем небольшим - он был секретарем Ленинского отделения Саратова от общественного движения «Отечество - Вся Россия», которое в регионе курировал политик Вячеслав Володин.
Впрочем Камиль Бешаров умел уговаривать, убедив бизнесмена в том, что депутатство «будет полезно, учиться можно и нужно всему, но, самое главное, став депутатом, ты увидишь всю эту систему, что называется, «изнутри». За год до начала выборов (они были намечены на 24 декабря 2000-го года) Комаров выбрал округ и погрузился в его проблемы.
- Я отлично понимал, какую ответственность на себя беру. Ведь если что-то из предвыборных обещаний не выполнишь, то прослывешь среди людей обманщиком и «кидалой». В те последние годы ельцинской эпохи люди еще хотели верить обещаниям власти. А что может быть хуже испорченной репутации в самом начале политической карьеры? - отмечает Комаров.
В первую предвыборную кампанию у будущего депутата были сильные соперники, в том числе действующий депутат от КПРФ. Предвыборным штабом руководил Олег Кнутов.
- Выборные кампании того времени были более «натуральными» по сравнению с нынешними, когда избиратели уже просто не верят в их честность и прозрачность. Тогда же шла настоящая борьба за голоса, было неформальное соперничество, со всеми вытекающими. Грязные технологии процветали махровым цветом. Мои предвыборные листовки сдирались командами оппонентов сразу после расклейки, на их место они помещали либо свою агитацию, либо всякие гадости про меня, - вспоминает Олег Комаров, рассказывая, как на одной из листовок его изобразили в виде черта. Хотя и он соперникам не помог - бизнесмен прошел в думу с сильным отрывом.
В гордуму второго созыва тогда попали уже действующий мэр Юрий Аксененко, Михаил Макеенко, Геннадий Турунтаев, Игорь Захаров, Александр Фролов, Виктор Марков, Леонид Писной, Василий Максимов, Николай Архипов, Василий Синичкин, Владимир Незнамов и многие другие, хорошо известные политики.
Комаров отмечает, что с опытом депутатской работы у него выработались два основных сценария поведения в Думе - мир и война, в зависимости от того, получалось ли конструктивно решать проблемы избирателей.
- Я убедился в старой истине: многих людей, почти всех, власть развращает и меняет к худшему. Приходит новый мэр и говорит: «Ребята, я буду опираться на вас, депутатов-одномандатников, кто как не вы, знаете реальные проблемы населения! Будем совместно эти проблемы решать». Мы хлопали, поначалу даже верили…Но проходит год, и этот человек уже не просто мэр или сити-менеджер, а какой-то визирь или даже падишах в нем проявляется. Откуда? Почему? И вот странный такой диалог раба и падишаха у нас, депутатов, с ним получается. И с годами все хуже и хуже, - заключает Комаров.
По его мнению, «даже при мэре Аксененко, позже осужденного и за земельные махинации в том числе, землю можно было оформить на законных основаниях».
- А сейчас, при нынешних чиновниках, нельзя. При Аксененко сколько было создано рабочих мест! А сейчас где эти рабочие места? Нет их! Безработица и разруха… Воруете? Да, на Руси это традиция, да и не только на Руси. Но один момент, когда ты что-то сделал и с прибыли кое-что себе позволил. А другое дело, просто тупо воруешь, а делать ничего не умеешь и не хочешь. И сегодня уже дошло до того, что и воровать-то нынешние городские и областные чиновники разучились. Ждут, что им просто чемоданы с поклоном будут заносить, и все.
Впрочем, из книги следует, что и при Юрии Аксененко власть была далека от идеальной. По словам Комарова, в середине нулевых все воевали со всеми: партии ОВР с «Единством», Семенец с губернатором Аяцковым, а в гордуме сложились две основные группировки: те, кто поддерживает Юрия Аксененко, и те, кто не являются его сторонниками.
Близкими к действующему тогда мэру считались Игорь Захаров, Лариса Абрамова, Александр Фролов, Алексей Кулапин, Александр Янклович, Леонид Писной, Виктор Кофтин, Михаил Макеенко, Сергей Папуша, Алексей Линев, Владимир Незнамов, Николай Архипов, Алексей Полещиков, Василий Синичкин, Алексей Чернышев и еще несколько депутатов. Они были «близки к телу», тайно совещались, давали Аксененко советы, к которым глава города прислушивался. Ярко выраженными оппозиционерами считались Геннадий Турунтаев и Виктор Сафьянов, вспоминает Комаров, относя себя к центристам.
- В то время у Юрия Николаевича, так же, как и у Дмитрия Аяцкова, были еще довольно твердые позиции во власти, хотя после переизбрания Аксененко на второй срок между ними самими «пробежала черная кошка». Уже чувствовались нарастающие противоречия между губернатором и главой Саратова. И это ощущалось на заседаниях Думы. Как наступала очередная осень, все в мэрии и городской Думе забывали про внутренние противоречия и объединялись с одной-единственной целью - воевать с областным правительством за бюджет Саратова. Правительство, как правило, в дебатах представлял Владимир Марон, являвшийся на тот момент главным советником при губернаторе. Это были порой настоящие сражения! Но в результате городской бюджет урезали до весьма скудных объемов, и все вновь ждали очередной осени, - вспоминает экс-гордеп.
Войны между мэрией и правительством выливались и в подкуп людей, способных обеспечивать «слив» информации из администрации Саратова.
- Некоторых чиновников и депутатов элементарно покупали или предлагали им должности в правительстве. И были те, кто «покупался»! Для многих, например, был неожиданным переход депутата городской Думы Малькова на работу в весьма «лакомую» структуру областного правительства. Он возглавил лицензионный центр по выдаче акцизов на торговлю алкогольной продукцией, где после его прихода начались скандалы, вызванные многочисленными нарушениями, - пишет «неудобный депутат» в своей книге.
В августе 2005 года у главы Саратова неожиданно появился новый первый заместитель, мало тогда кому известный Олег Грищенко, перешедший в исполнительную власть из депутатов областной думы. К этому моменту конфронтация отдельных парламентариев городской Думы и Юрия Аксененко достигла своего апогея.
- Мы вместе с депутатами Александром Фроловым, Виктором Марковым, Василием Максимовым, Геннадием Кочетковым и некоторыми другими входили в группу «Чистый город», которая являлась непримиримой оппозицией и открыто выступала за отставку саратовского мэра. Ответом Аксененко было снятие Маркова и Фролова с руководства комиссиями гордумы. Впрочем, депутат Марков оспорил такое решение мэра в суде и выиграл, - вспоминает бизнесмен.
Потом, уже позже, по словам Комарова, была очередная политическая и экономическая война - между мэром Аксененко и его замом Грищенко.
- И вот последний в минуту слабости написал письмо об отставке с поста сити-менеджера, а я порвал это письмо прямо у него в кабинете и сказал Грищенко: «Ты ведешь себя, как сопливый пацан, ты еще будешь главой города, не бойся!» У меня с ним тогда были такие отношения. Затем Грищенко стал в одном лице и главой города, и главой городской администрации. Оказалось, что это было неправильно. Я убедился тогда, и сейчас считаю, что нельзя в одном лице объединять представительную и исполнительную власти. Если законодательную и исполнительную власти реально не разделять - это уже феодализм. Тогда надо ликвидировать городскую Думу, она становится не нужна, - заключает Олег Комаров, отмечая, что изначально дума только приветствовала желание Олега Грищенко подмять под себя обе ветви власти, видя слабость исполнителей.
Впрочем, в новом главе города Олег Комаров довольно быстро разочаровался, поняв, что он препятствует его избранию главой контрольно-счетной палаты.
- Работа в КСП давала возможность контролировать движение бюджетных средств и выявлять их нецелевое использование. Моя активность при проверках городского бюджета не нравилась многим чиновникам. Скорее всего, многие жалели о том, что дали мне возможность войти в состав этой структуры, - сообщает в книге экс-депутат, вспоминая о нарушения на сотни миллионов, которым правоохранители, связанные, по его мнению с Грищенко, не давали хода.
В итоге, в председатели КСП Комаров так и не попал.
- По документам все за меня отдали голоса, а когда пошло специально назначенное тайное голосование, Грищенко дал команду своим депутатам голосовать против меня. И уже потом мне стало известно, что Грищенко и Мирошин были у авторитетного бизнесмена Леонида Фейтлихера на каком-то мероприятии и договорились: Комарова валим, а пост отдаем Виталию Ковригину, - вспоминает бизнесмен, констатируя, что несмотря на мощную поддержку коллег-депутатов и фракции «ЕР» в гордуме, он так и остался просто членом контрольно-счетной палаты.
По его мнению, «это был классический пример процветающих закулисных интриг, когда важные контрольные должности отдаются не профессионалам, а «своим ребятам». Со всеми вытекающими последствиями и усилением коррупции в городе».
- Грищенко часто так делал. На словах одно, а в реальности - другое. Я, кстати, потом ему в глаза сказал: «Ты зачем меня продал? Ты так бы и сказал сразу, что Ковригина поддержишь, зачем был этот «крутеж»?!» А Грищенко ответил: «Ну это же политика…». Вот так они понимали и понимают до сих пор «политику». Как грязные сговоры (за спиной) в интересах личных бизнесов и «кидалово» порядочных людей, - резюмировал Олег Комаров в своей книге «Неудобный депутат».
Продолжение следует