Уехавшим из России хотят многое запретить. Будут менять Конституцию или запрут двери для остальных?

Предложения об ограничении въезда для граждан, выехавших из страны, нуждаются в законодательном подтверждении. Современное правовое поле не содержит такого понятия как «уехавшие», говорят в Совете Федераций РФ в ответ в том числе на громкие заявления замглавы Совбеза Дмитрия Медведева и спикера ГД РФ Вячеслава Володина.

- Сейчас в законодательстве есть лишь такие понятия, как резидент и нерезидент, напомнил сенатор. Что касается каких-то терминов («враг общества») или ввода «покаяний» — это также требует законодательного регулирования. Если такие предложения будут внесены, Дума и Совет Федерации будут их обсуждать, - констатировал заместитель председателя комитета по конституционному законодательство и госстроительству Совфеда Александр Башкин.

Сенатор подчеркнул, что «при всем разнообразии моральных оценок, в первую очередь негативных, которые в основном разделяет российское общество», если отъезд из страны «не сопровождался действиями, направленными против интересов российского общества», то квалифицировать его как правонарушение нельзя.

Юрист и старший преподаватель Финансового университета при правительстве Игорь Семеновский напомнил, что право на свободный въезд в Россию и выезд из страны закреплен за гражданами в 27-й статье Конституции.

Г-н Башкин считает, что "мы осуждаем тот факт, что они уехали, но мы все же не должны захлопывать дверь перед теми, кто решил вернуться домой, жить в своем окружении, в привычном мире, работать на благо общества". И выступает за определенные ограничения для удаленщиков, работающих на российские компании из-за рубежа. Башкин считает, что это "одна из форм вывоза капитала", а значит, здесь должны действовать налоговые ограничения. 

Поводом для дискуссии стали высказывания последних двух недель спикера ГД РФ Вячеслава Володина, нашедшие поддержку у части его аудитории в тг-канале.

Его можно назвать зачинателем этой темы, причем если сначала посты спикера вызывали недоумение и критику у инсайдеров, то после присоединения к повестке зампреда Совбеза Дмитрия Медведева получили уже совсем другое звучание. 

Он призвал рассматривать "свинтивших уродов" как "врагов общества", отрезать их от источников доходов, не пускать их обратно в Россию до смерти или же пускать после публичного раскаяния, амнистии или помилования. 

Эти высказывания разделили даже чиновников и политиков на два лагеря. Об ужесточении отношения к релокантам говорят в Госдуме: замруководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев, говоря о соответствующем законопроекте, считает необходимым внести изменения в законодательстве о самозанятых и ИП. 

- Гражданин уехал из страны, но продолжил работать в российской компании. Полгода он платит НДФЛ в размере 13%, а после этого срока перестает быть резидентом, и ставка для него увеличивается до 30%. Однако если он перезаключил контракт как самозанятый, то в казну всегда будет уходить лишь 6% дохода, - уточняет Ъ, подчеркивая, что число самозанятых в этом году выросло с 2 до 6 млн человек. 

Для ИП планируют сохранить статус, но увеличить налоги до 30%. При этом также звучит мысль вовсе запретить работу на удаленке. Ее уже воплощают в жизнь некоторые госкорпорации, однако вряд ли это приведет к широкой практике.

- Частным компаниям все равно, в каком месте находится сотрудник, если он эффективно работает. Компания не обязана отслеживать местоположение работника, тем более, сделать это не всегда возможно. Не думаю, что в масштабах страны кто-то реально будет этим заниматься, - сообщил "БВ" представитель одной из саратовских IT-компаний. 

Тем более, что до сих пор открыт вопрос о том, как отслеживать, кто резидент, а кто не резидент: ФНС пока не запрашивала информацию у погранслужб и ФСБ, а у налогоплательщиков нет обязанности сообщать о своем статусе. Если говорить об ИП и самозанятых, то они и вовсе не обязаны работать все 365 дней в году и вполне могут заключать разовые непродолжительные контракты. В этом случае деление на 180 дней "дома" и 180 - "на выезде" выглядит бессмысленным. 

В минэке и минцифры и вовсе против закручивания гаек, считая, что это может лишить страну высококвалифицированных кадрах. 

- Мы могли бы, наверное, говорить о том, что, оказывая определенные услуги из-за рубежа на территории Российской Федерации, с этого может быть уплачен налог. И мы, собственно, хотим сделать так, чтобы налоги платились, не создавая никаких негативных стимулов. Поэтому взвешиваем предложения депутатов, - заметил на днях министр Антон Силуанов. 

Первый замглавы фракции ЛДПР в Госдуме Сергей Леонов констатировал, что удаленка как правило касается сферы IT и задается вопросом о том, кем замещать сотрудников на удаленке. 

- У нас сейчас десятки тысяч людей, например, работают за рубежом на российские компании. В том числе они занимаются поддержкой портала "Госуслуги" и других сервисов, которые связаны с обеспечением деятельности государства. С теми людьми, которые уехали, работать нужно очень аккуратно, - подчеркнул он. 

Кремль пока дистанцировался от обсуждения: пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявлял, что на этом уровне вопросы пока не обсуждаются. При этом считающийся провластным тг-канал "Незыгарь" уже ситуацию прокомментировал, заметив, что, несмотря на заявления политиков и ЛОМов, "окончательного решения на ужесточение такой политики нет".

- Пока, скорее, можно констатировать стремление создать соответствующий информационный фон и усилить формирование общественного мнения по этому поводу, - заметил источник.

Он приводит данные комиссии Совфеда, опасающегося, что релоканты могут быть завербованы в агенты НАТО. Хотя зачем НАТО нужен, к примеру, графический дизайнер или копирайтер, понять сложно. При этом социология показывает, что россияне не осуждают уехавших: "доминирует нейтрально-отстраненное отношение с определенной долей мягкого и неагрессивного осуждения", характерное для россиян 55+ и жителей периферии, более лояльных власти, чем в крупных мегаполисах. 

Респонденты в последних уже воспринимают релокантов как постоянных жителей зарубежных стран, "хотя этот вывод не подтверждает анализ настроений многих уехавших". Подчеркивается, что "никакого запроса на репрессии и жесткую политику по отношению к уехавших нет".

Впрочем, не исключено, что власти отдают должное и экономическому фактору.

- Экономические возможности для отъезда значительного сегмента россиян ухудшаются и, например, вероятное и долгосрочное ослабление курса рубля по отношению к доллару и евро способно откорректировать планы многих и отказаться от таких планов в силу, прежде всего, экономических сложностей и крайне ограниченных возможностей адаптироваться за рубежом и найти работу, - констатирует "Незыгарь". 

Опрошенные им эксперты говорят о неконституционном характере "практики административного назначения "иноагентов" и не видят в этом никакой "государственной пользы", а, скорее, наоборот. 

- Когда счет пойдет на десятки тысяч, можно спровоцировать нарастающее гражданское противостояние. Странно, что этот риск недооценивается Кремлем, - говорит политолог Сергей Станкевич.

В этом же ключе высказывается его коллега Дмитрий Михайличенко.

- Ничего хорошего этот нарратив не принесет ни для экономики, ни для правящего класса. Но сейчас, уверен, он, по задумке, призван оказать сдерживающее влияние не на уже уехавших, а на только готовящих свой отъезд граждан. Пик отъезжающих пришелся на октябрь, сейчас он снизился, однако по-прежнему значителен и пролонгирован по срокам, - заметил он. 

Политический юрист, член РАПК Олег Молчанов говорит, что уехавшие и не занимающиеся общественной деятельностью граждане "получат какой-то иной статус", дополненный ограничениями и повышением налогов на доходы и собственность. 

- Иноагенты у нас теперь будут двух уровней. Первый уровень – те, кто просто уехал из страны, но публично не критикует власти России, не участвует в общественно-политической деятельности. И второй уровень – все, кто критикует и участвует в соответствующей несанкционированной деятельности, вне зависимости от того, где они находятся, - считает эксперт.

Электоральный юрист Антон Рудаков уверен, что "никакого послабления в государственной политике не произойдет,  более того, ее ужесточение предсказуемо, по крайней мере, до окончания СВО. Усложнить и запретить намного проще, чем попытаться реинтегрировать или частично вернуть уехавших". 

- Чем больше на них будут вешать ярлыков, третировать, тем более если попытаются поражать в правах, тем меньшее их число будет планировать вернуться. Будут рвать связи окончательно. И никакое наказание рублем тут не поможет, став лишним напоминаем о том, что им тут не рады, - считает политолог Георгий Бовт. 

Депутат ГД РФ от партии "Справедливая Россия - За Правду" Олег Голиков считает, что стоит задуматься и о демографии, напрямую связанной с экономикой.

- Если мы сегодня оттолкнем почти миллион своих сограждан, то в России просто будет некому работать. Это если отложить эмоции. Нам нужен план под кодовым названием «возвращение блудного сына». А «исход евреев из Египта» нам точно не подходит, - резюмировал он. 

Впрочем, его коллеги продолжают говорить об ограничениях для уехавших. Депутат ГД Олег Голиков предложил ограничить их в праве на госслужбу и уже готовит соответствующий законопроект.

А в ГД предложили ограничить выезд за рубеж IT-специалистам, так как они – стратегический резерв России.

- Ждем еще одной волны миграции молодых и успешных. Спасибо тебе, Володин, -  замечает тг-канал Brief. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.