Руководители промышленных предприятий Саратова и области готовят письмо в адрес премьер-министра РФ Михаила Мишустина. В нем промышленники говорят о рэкете со стороны концессионера «КВС» и ГУП «Облводресурс» и методах борьбы с ними.
Руководители предлагают сделать единые нормативы водоотведения по всей стране, вспомнить о фоновом загрязнении и направлять собранные с предприятий штрафы на модернизацию очистных сооружений. Если ситуация не изменится, по словам главы саратовского отделения «Деловой России» Александра Абраменко, экономика региона будет и дальше «погружаться в пучину».Этот вопрос саратовские промышленники недавно обсуждали на сессии «Деловой России», продолжив тему, поднятую на заседании в ТПП Саратовской области. Как рассказал «БВ» Александр Абраменко, особое возмущение производителей вызывают действия «Концессии водоснабжения - Саратов» и ГУП «Облводресурс».
- «КВС» или «Облводресурс» продавили выгодные им нормативы водоснабжения и водоотведения, а власти, одобрив их и выпустив соответствующие постановления, не получили главного – заключения со стороны промышленных предприятий, а также не учли, сколь серьезно может пострадать промышленность, - отметил он.
В итоге «КВС и «Облводоресурс" регулярно пользуются этим документом и выставляют предприятиям многомиллионные штрафы. За последний год оставшимся в живых саратовским предприятиям начислили кому-то 12, кому-то 15 млн рублей.
Причем нормативы эти жестче федеральных, да и в соседних регионах, например, Самаре и Волгограде, отношение к промышленным предприятиям куда мягче.
- Складывается ситуация, когда коммерческое предприятие применяет нормативы, невыполнивших их штрафует, а деньги направляет на свои счета, расшивая узкие места в собственной бухгалтерии. Утрированно — не хватает оборотных средств, пойдемте кого-нибудь оштрафуем. Это прямейший грабеж предприятий и узаконенный рэкет, - уверен Абраменко.
Причем бороться с ним в судах, по его словам, бесполезно: поставщики ресурса, зная все тонкости и механизмы, заботятся об этом.
Дело в том, что если контролерами от «КВС» и «Облводоресурс» в стоках предприятия обнаружены превышения и наложен штраф, то по правилам полученные параметры предприятие вправе сравнить с независимым лабораторным анализом так называемых контрольных проб. При этом для контрольных проб, которые отбирают «КВС» и ГУП «Облводресурс», определен срок хранения. В затяжные выходные контрольная проба не может быть предоставлена. А по прошествии «каникул» выясняется, что она уничтожена – вышел нормативный срок хранения.- И предприятие уже никаким образом не может защититься и ни в одном суде не докажет свою правоту. Правда всегда на стороне водопроводно-канализационного хозяйства, - заключает глава «Деловой России» в Саратове.
Отдельный вопрос по фоновому загрязнению: предприятия должны платить и за то, что вода на входе оказывается грязнее, чем должна быть.
- В начале своего пути вода может быть и соответствует СанПиНам. Но пройдя дорогу по 50-летним трубам, подходит к предприятию уже с превышением концентраций металлов и солей. И даже если она просто пройдет через заводские трубы самотоком, предприятие уже можно смело наказывать за превышение ПДК, - отмечает он. Раньше, кстати, такого не было - фоновое загрязнение на входе учитывалось заранее.
Состояние очистных сооружений вызывает вопросы еще и потому, что штрафы, по убеждению промышленников, ресурсные организации тратят не на модернизацию сети и тех же очистных. Хотя у того же КВС в концессионном соглашении заложен этот пункт. Гордеп Олег Комаров не раз говорил о том, что концессионер из рук вон плохо выполняет условия соглашения. И саратовские промышленники с ним согласны. Тем более что предприятия вынуждены отражать каждую очередную проверку как атаку и содержать целый штат юристов и экологов, чтобы доказывать свою правоту.
Промышленники при этом не просят считать их белыми и пушистыми, признавая, что бывает и недосмотр, и внештатные ситуации, и залповые выбросы. Платить в этом случае - абсолютно нормально и против этого никто не возражает. Не устраивает игра в одни ворота по правилам монополистов.
Именно поэтому руководители саратовских заводов и предприятий подготовили проекты двух обращений — в адрес главы Саратова Михаила Исаева и на имя главы правительства РФ Михаила Мишустина.
Основных предложений несколько. Первое связано с необходимостью изменения федерального законодательства. А именно - приведения к единообразию нормативов, действующих в регионах России.
- Сейчас каждый регион может устанавливать свои нормативы, чем и пользуются организации, подобные «КВС» и «Облводресурс», - отмечает Александр Абраменко.
Еще одно предложение - вернуться к учету качества воды на входе в заводские трубы. Если оно уже не соответствует нормативам, платить за это предприятие не должно. Самое главное - штрафы, собранные с заводов, не должны идти ресурсникам на затыкание финансовых дыр.
- Необходимо чтобы деньги шли на цели, определённые законодательством, – на поддержание нормативного состояние водоводов и канализационной сети, на модернизацию очистных сооружений. Сегодня никто не поручится, что так и происходит. Потому что транзитные функции и функции водоочистки не разделены, а инвестиционные программы предприятий ВКХ и их исполнение – полностью на совести монополистов, которые не стесняются пользоваться своим положением, - говорит руководитель.Промышленники надеются увидеть и изменения в отношении региональной и городской власти к проблеме.
-
Озвученные проблемы присущи не только Саратовской области. Однако мы живем и работаем именно здесь и не намерены сдаваться на милость монополистов. В силах, а главное, в интересах органов власти – защитить промпредприятия. Тем более, что на всех углах говорят, что заводы разоряются, люди уезжают из города, а это маркер и прямая угроза благополучию региона. Происходит это, когда промышленность оставляют один на один с проблемой, которую необходимо признать и обсудить с привлечением широкого круга экспертов. И в итоге принять взвешенные административные решения, которые будут отвечать понятиям здравого смысла и обеспечивать справедливый баланс интересов, - заключает Александр Абраменко.