В Самаре определили архитекторов для 5-й очереди набережной. Саратову остается лишь завидовать удачной реновации промзоны

В Самаре подвели итоги конкурса на разработку концепции 5-й очереди строительства набережной. Она отличается наличием уникальных промсооружений XIX и XX века, включая знаменитый на всю страну Жигулевский пивзавод, а также дебаркадера. В Саратове все участки набережной строят без какого-либо конкурса проектов, а промобъекты просто ликвидируют. Цель конкурса - создание комплексной архитектурно-градостроительной концепции развития Пятой очереди набережной от улицы Вилоновской до второй очереди набережной (бассейн ЦСК ВВС). Сейчас эта территория закрыта для прохода, причем здесь же находятся уникальные и значимые для Самары памятники истории и архитектуры. Как значится в шпаргалке Дома архитекторов для участников конкурса, на проектируемой территории расположен Жигулевский пивоваренный завод, построенный в 1881 году австрийским подданным Альфредом Филипповичем фон Вакано. Еще один объект - почти 100-летний комплекс зданий Самарской ГРЭС. Через дорогу от Жигулевского пивзавода расположен Иверский монастырь, образованный в 1860 году из женской православной общины. Менее очевидный, но не менее важный объект - «Шаховские казармы», а точнее – «Комплекс зданий мукомольной паровой мельницы А.М. Эрлангера», построенный в 1860-м году.  Итоги конкурса на разработку концепции 5-й очереди набережной в Самаре подвели 26 августа. В составе жюри - известные российские архитекторы, глава города Самары Елена Лапушкина и министр культуры Самарской области Татьяна Мрдуляш. Проекты разрабатывались  в течение двух месяцев, а заявки подавались под безликими номерами. В составе консорциумов участие в мероприятии могли принять и иностранные архитекторы. Победителем была названа самарская архитектурная мастерская «ОККО», ей же достался и главный приз - 500 тыс. рублей. Собственно проект 5 открытий или Проход разрешен ставит своей целью сделать доступной закрытую сейчас территорию с упором на пять главных локаций, привязанных к упомянутым выше памятникам истории и архитектуры - «Паровая мельница», «Дно» (у пивзавода), «Остров бакланов» (от ул. Ульяновская до оврага), «ГРЭС: путь угля» и «Теплощадь» (от угольного оврага до бассейна).  Первое открытие предполагает делать упор на гастрономическую инфраструктуру и стрит-ритейл, с возможность обустройства стоянки для маломерных судов. В локации «Дно» часть территории пивзавода предлагается интегрировать в набережную, а точнее - установкой барной стойки с видом на Волгу. В принципе архитекторы готовы оставить эту территорию почти не тронутой, лишь слегка осовременив ее. Главной ее фишкой является пивзавод и заросшие тростником пространства - как пояснили авторы - для медитации.  «Остров бакланов» должен стать еще одной территорией для созерцания. Закрытая территория ГРЭС позволила сформироваться здесь собственной флоре и фауне, став излюбленным местом гнездования семейства бакланов. Чтобы не тревожить птиц, им предлагается создать отдельный остров, наблюдать за которым смогут все желающие. Дополнят пейзаж мостки и пешеходные дорожки, приподнятые над землей.  Смотровую площадку с видами на ГРЭС и пивзавод архитекторы предлагают расположить в районе ул. Ульяновской, отмечая, что здесь у посетителей будет возможность спуститься ближе к Волге. При этом площадка не перекроет и вид на город со стороны реки. Самой любопытной локацией должно стать открытие «ГРЭС: дорога угля» - эта территория ранее использовалась для доставки угля, сейчас конструкции будут частично демонтированы. Оставшиеся же архитекторы предлагают использовать как угольный пляж - не для купания, а как память места разгрузки барж с углем. При этом по загрузочному транспортеру будет обеспечен проход над ГРЭС и связь набережной с Волжским проспектом. Здесь же предусмотрен музей под открытым небом и световые инсталляции из конструкций ГРЭС. Самой оживленной должна стать «Теплощадь» - здесь разместятся объекты торговли и досуга - кафе, стрит-ритейла, вход в музей ГРЭС, площадь для массовых мероприятий, спортивные и детские площадки. Здесь будет центральный вход на набережную, украшенный оставшимся кран-балкой - его планируется использовать для передвижной сцены. Причем площадь будет плавно спускаться к Волге и «Театру закатов» - входящим в воду ступеням-скамьям, оборудованным подогревом в холодное время года.  Два вторых места на конкурсе и призовые 250 тыс. рублей достались питерской архитектурной мастерской «Штиль» и авторскому коллективу из Самары и Москвы «Robot architects». «Штиль» сделал упор на диалог с существующим пространством, предлагая проект Под стеной - буквально размещая современные объекты под стенами пивзавода и ГРЭС, сопровождая их воздушными мостками, сохраненным дебаркадером и стилизованной баркой с детской площадкой-кораблем.  Три третьих места - две команды из Самары и одна из Москвы - получили по 200 тыс. рублей каждая. Причем самарский авторский коллектив с концепцией «Арт-завод» делают упор на сохранение индустриальной эстетики с развитием арт-кластера, дополненных смотровой площадкой и канатной дорогой. Занявший 4-е место авторский коллектив из Самары ООО «ПМ «Рекон» дополняет территорию огромным колесом обозрения по примеру Лондона и Дубаи. Самым городским выглядит проект также занявший 4-е место от вологодцев Татьяны Беловой и Фёдора Павлова. Длина самарской набережной составляет более 5 километров, вместе с новым участком - все 7. Напомним, что ей на пятки пытается наступить набережная в Саратове - правительство РФ выделило пару миллиардов на строительство очередного участка длиной более 1 км. Правда, здесь никто и не заикается о конкурсе архитектурных проектов. Более того, промзона активно расселяется, стоянки судов выживают с облюбованных мест, как и уникальные дебаркадеры.
Единственным пока примером цивилизованного подхода к находящимся на набережной объектам  является презентованный общественно-деловой и торгово-развлекательный центр «Триумфальный». Он займет территорию обанкроченного комбикормового завода и обойдется в 5 млрд рублей. Хотя не факт, что он будет дословно реализован в презентованном виде.
Любопытно, что Самара в отличие от Саратова старается по максимуму сохранить память места, вписывая в новую концепцию даже заросли камышей. В Саратове же идут по совершенно другому пути, снося все и вся и насыщая прибрежную зону чуждыми для города элементами типа памятника Петру I. На него, кстати, почему-то был объявлен конкурс среди скульпторов.