В саратовском АО «Нефтемаш-Сапкон» введено конкурсное производство, вернется ли жизнь в цеха - пока неизвестно

За введение конкурсного производства проголосовало 80 процентов кредиторов, однако итоги собрания еще предстоит утвердить через арбитражный суд. Обеспечительные меры в виде запрета на проведение первого собрания кредиторов были сняты судом еще в начале июля, однако сразу же включились силы противодействия. Напомним, «обеспечку» суд наложил еще в ноябре 2020 года из-за того, что на тот момент нерассмотренными оставались требования ООО «Торговый дом «Сапкон-Нефтемаш» на сумму более 118 млн рублей и Сбербанка на 112,4 миллиона. Однако на конец июня 2021 года картина была уже иная: производство по долгу перед Сбербанком было прекращено, долг перед ФНС на 49,7 млн рублей вошел в реестр, равно как и задолженность перед облправительством на сумму субсидии в размере свыше 2,6 млн рублей.
В целом в реестре на середину 2021-го стояли требования двадцати двух кредиторов на сумму 106,8 млн рублей, в том числе 2-я очередь – 11,9 млн рублей, 3 очередь, обеспеченная залогом, — 24,7 млн, 3 очередь без залога – 54,4 миллиона с неустойкой в 15,6 млн рублей.
В стадии рассмотрения была претензия ООО НПП «Газэнергохим», где сумма требования – 256,6 млн рублей, но основой долг составлял всего 4,8 млн. ООО «Торговый дом «Сапкон-Нефтемаш» претендовал на возврат 135,6 млн рублей, но это право требования по договору цессии перешло к ЭПО «Сигнал». Первоначально дата собрания была назначена временным управляющим Михаилом Рассказовым на 22 июля. Однако определение первой инстанции было приостановлено 12 ААС по ходатайству АО «Нефтемаш-Сапкон». Заявление пришло в апелляцию с довольно странным обоснованием: если собрание кредиторов 22 июля состоится, то поворот исполнения обжалуемого определения суда от 7 июля станет невозможен.
Кроме того, в случае отмены обеспечительных мер, для восстановления нарушенных прав кредитору, который не успел попасть в реестр, придется обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения собрания. При этом авторы жалобы радели за интересы «Газэнергохима» и даже за своего заклятого оппонента — ТД «Сапкон-Нефтемаш».
10 августа 12 ААС поставил крест на этой попытке затормозить ход событий. Однако жалоба лежит уже и в кассации, ее рассмотрение назначено на 28 октября. Помимо этого, в конце июля в суд поступило ходатайство некоей московской компании «Нефтьмашинвест», заявившей о намерении погасить требования кредиторов. Правда, дальше заявлений в суд неизвестный спаситель так и не двинулся.  А после того, как 12 ААС отказался отменять решение первой инстанции, недуги подкосили временного управляющего Михаила Рассказова. Все это время «Нефтемаш-Сапкон» стоял, всякая жизнь на территории некогда одного из самых успешных предприятий региона замерла еще в апреле 2021 года. А усилия публики, противившейся приходу инвестора, привели к тому, что часть долгов, приобретенных в интересах энгельсского холдинга «Сигнал», была субординирована тремя инстанциями арбитража. В итоге пакетом требований на сумму порядка 24 млн рублей его владельцы голосовать не могли.
Наконец, 28 сентября собрание все же состоялось. Исход его был предсказуем: с перевесом в 80% голосов в АО «Нефтемаш-Сапкон» введено конкурсное производство. В качестве конкурсного управляющего собрание выдвинуло Валерия Борисова из САУ «Созидание».
Кроме того, еще до введения конкурсного производства суд назначил по ходатайству ООО ЭПО «Сигнал» судебную финансово-бухгалтерской экспертизу. Эксперты Союза «Торгово-промышленная палата Саратовской области» должны дать оценку требованиям ООО НПП «Газэнергохим», а кроме того, выявить причины объективного банкротства завода, определить объем загрузки предприятия, необходимый для сохранения устойчивого финансового состояния. - В 2018 году «Нефтемаш-Сапкон» получил 4,5 млн рублей чистой прибыли, нарастил активы, а в следующем году произошел обвал сбыта на 90 процентов, - комментирует ситуацию руководитель консалтингового агентства «Бриик» Юрий Пужалин. – Причем обвал произошел при новом директоре, который расторг договоры поставки продукции на сумму более 600 миллионов рублей, после чего и началось крутое пике предприятия. А поставлен был директор решением собственников завода. Так кто виноват в том, что произошло? Отметим, что предприятие сейчас находится в глубокой коме. В планах инвестора, насколько известно «БВ», - возрождение производства. Однако когда это произойдет, неизвестно. Удастся ли вернуть на завод высококвалифицированных работников, непонятно. Не будем забывать, что сотрудники даже обращались к президенту страны в попытке добиться выдачи зарплаты. Нет ответа и на вопрос, существует ли все еще тот пакет заказов, который должен был загрузить мощности производителя сложного оборудования для нефтегазового сектора. Полгода простоя могут оказаться роковыми. К тому же нельзя сбрасывать со счетов возможность долгой судебной борьбы за отмену решений собрания.
Справка «БВ». Процедура наблюдения в АО «Нефтемаш-Сапкон» была введена в июле 2020 года. Инициатором выступил Сбербанк, не дождавшийся выполнения обязательств по кредитной линии на сумму 25 миллионов рублей. Драматическим событиям предшествовал развернувшийся в 2019 году корпоративный конфликт между предприятием и торговым домом, в ходе которого ТД «Сапкон-Нефтемаш» даже выселял завод с проданных площадей.