В законодательство только вводят понятие «молодых ученых», а саратовский суд уже успел наказать их "обидчика". Фарс с делом Плеве продолжается?

Как сообщают «Ведомости», Минобрнауки РФ намерено ввести в законодательство понятие «молодой ученый», чтобы закрепить за молодыми деятелями науки право на получение мер господдержки. Судя по сайту ведомства, проблемой Минобрануки РФ озаботилось в апреле 2022 года, тогда же впервые была внесена поправка в ФЗ «О науке». Сейчас она доработана и стала основной для проекта постановления правительства. В проекте подчеркнуто: «При наличии широкой линейки мер господдержки молодым ученым (премии, стипендии, гранты, жилищные сертификаты и др.) понятие «молодой ученый» в законодательстве отсутствует». Чтобы устранить досадный пробел, предлагается называть молодыми учеными научных работников научных организаций и научно-педагогическими работников вузов в возрасте до 35 лет включительно. За ними закрепляется право на получение «стипендий, грантов, премий от правительства и президента». Все это делается для привлечения в науку молодежи, не обладающей ученой степенью кандидата или доктора наук.
Итак, профильному Министерству РФ не с первой попытки удалось все четко по молодым ученым сформулировать и написать проект постановления. Куда более светлые умы работают в Октябрьском районном суде нашего областного центра! Даже странно, почему они до сих пор не в столице, а в Саратове – в каком-то райсуде, копаются в пыльных бумагах, разбирают мелкие дрязги. Ведь им по плечу гораздо более масштабные задачи!
Пример – нашумевшее уголовное дело бывшего ректора СГТУ Игоря Плеве, которое выросло из распределения квартир в достроенном при этом руководителе вузовском доме. Свой дом политех возводил с 2001 года, при ректоре Игоре Плеве был сдан только последний его подъезд на 32 квартиры. Распределяла их уполномоченная комиссия, состоявшая из вузовских работников, законность решений этой комиссии проверяли многие федеральные и областные структуры, среди которых Счетная палата РФ, региональное управление СУ СКР и другие. Но только теруправление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области сделало вывод, что 18 квартир выделены сотрудникам СГТУ, которые не подходят под критерии подпрограммы ФЦП, при этом не учтены требования целевого и адресного назначения выделяемых бюджетных средств. То есть областные ревизоры, оказывается, знали бюджетное законодательство лучше Счетной палаты РФ? Но их выводы оказались очень в кон для Саратовского УФСБ. Чекисты смело обвинили Игоря Плеве в превышении должностных полномочий и растрате и возбудили в июне 2018 года в отношении ректора уголовное дело. Вскоре Плеве был отстранен от должности по решению Фрунзенского районного суда, и в УФСБ началось следствие по сути предъявленных обвинений. Оно шло без малого три года — до марта 2020-го.
Трудился над делом какой-то неизвестный нам светоч из «конторы», именно он и соорудил конструкцию с молодыми учеными, которых якобы обделил Плеве. Этот нарратив и был положен в основу приговора бывшему ректору.
Правда, в Октябрьском районном суде юридическое нечто, сотворенное на ул. Дзержинского, вдребезги разнесла защита, доказав, что в вузе никаких ученых, ни молодых, ни старых просто быть не может, так как это образовательное учреждение, а не академия наук. Но это не помешало Фемиде мощно защитить научную молодежь, вкатив их обидчику 4,5 года лишения свободы по двум статьям— ч. 3 ст. 160 УК РФ (хищение чужого имущества с использованием служебного положения в крупном размере) и п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Судья Октябрьского районного суда Елена Леднева 19 мая 2021 года вынесла приговор, в котором Плеве назван преступником, неправильно распределившим 18 квартир, построенных за бюджетный счет и предназначенных для молодых ученых. При этом суд отмахнулся от доводов защиты о том, что ни один из получателей жилья не предъявлял ректору претензий, и в полномочия вузовского руководителя распределение квартир вообще не входило. Чтобы укрепить шаткую конструкцию, Октябрьский суд даже заявил, что «молодые ученые» — это «установленная государством категория граждан».
Сейчас выясняется, что это совершенно не так: молодые ученые как категория еще только будут вводиться в ФЗ «О науке» специальной поправкой. А ведь «обделенная» ректором научная молодежь потянула за собой еще и гражданское дело – о нанесении многомиллионного ущерба Министерству науки и высшего образования.
В том же 2021 году коллегия облсуда рассмотрела жалобу на приговор. Хотя наказание было смягчено до 2 лет колонии, сама вина экс-ректора в «самоуправном» распределении жилья никуда не делась. А у Минобрнауки РФ появилась обязанность подать к виновнику гражданский иск. Иск на 25,1 млн рублей был подан, в мае 2022 года судья Волжского районного суда Наталья Девятова вынесла решение в пользу Минобрануки, хотя истец так и не представил ни расчетов ущерба, ни доказательств, что именно он пострадал от «самоуправства» бывшего ректора политеха.
Да, суд так и не увидел никаких финансовых проводок, доказывающих, что именно от Минобрнауки РФ в лице его предшественников вуз получал бюджетные деньги на достройку дома! Выручило опять-таки уголовное дело, откуда судья Девятова почерпнула все «доказательства». А сумма ущерба в 25,1 миллиона рублей была, как говорят информированные источники, вообще взята из обвинительного заключения.
Хотя Волжскому суду пришлось нелегко. Вдруг выяснилось, что первоначальным владельцем квартир в доме №5/8 по 1-му Автодорожному проезду в Саратове (тот самый вузовский дом) было вообще Министерство обороны РФ! Именно Минобороны, а никак не Минобрнауки указано первоначальным собственником в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Как такую «мелочь» проморгали чекисты, три года сочинявшие обвинительное заключение, чем занимался Октябрьский суд, который более года рассматривал дело? А Волжский своему открытию явно не обрадовался: выписка из ЕГРН тихо лежала в материалах дела и была обнаружена стороной защиты. Но на конечное решение это важнейшее обстоятельство, переворачивающее все, вообще не повлияло. Как мудро заключил Волжский суд, тот факт, что собственником квартир было Министерство обороны РФ, не освобождает Игоря Плеве от ответственности по возмещению ущерба в пользу Минобрнауки РФ, так как это главный распорядитель бюджетных средств. И с каждым судебным решением молодые ученые, не существующие как правовая категория, но уже обиженные бывшим ректором политеха, словно бы все больше материализуются. Мертвые души, сочиненные в Саратовском УФСБ по рецептам то ли Гоголя, то ли Ильфа и Петрова, оказались ну очень сильным противником. Они тянутся, словно вереница сирот, за каждой жалобой, воззванием и обращением по делу Плеве, что летают по инстанциям судебной системы и прокурорским кабинетам. На следующей неделе, 21 сентября, апелляцию на решение Волжского суда рассмотрит областной суд. Встанут ли судьи на защиту призраков, если уже на 100 процентов ясно, что никаких молодых ученых как категории федерального закона до сих пор не существует, или все-таки вчитаются в материалы абсурдного дела?
Справка «БВ». Бывший ректор СГТУ доктор исторических наук Игорь Плеве с сентября 2021 года находится с ИК-33 (Елшанка). В сети распространяется петиция в защиту ученого, на данный момент под ней поставили подписи более 2000 человек. Игорь Плеве советский и российский историк; доктор исторических наук, профессор; в 1999—2005 гг. — директор Педагогического института Саратовского государственного университета, в 2005—2008 годах — министр образования Саратовской области, в 2008—2018 годах — ректор Саратовского государственного технического университета. Под руководством И. Плеве защищены 10 кандидатских и 3 докторские диссертации. Он является автором свыше 50 научных работ, в том числе изданных в Германии, Швейцарии, США и Японии.