Венчурные деньги впрок не пошли: саратовскую "Типографию №1" продают на 13 млн дешевле полученной от Фонда субсидии

Продажа обанкротившейся саратовской «Типографии № 1» не покроет расходов на нее Венчурного фонда. В 2016 году фонд перечислил ей 34 млн рублей на замену оборудования. На объявленных недавно торгах весь комплекс типографии на улице Вишневой, 10, с постройками, землей и оборудованием предлагается за 21 млн рублей. Помимо типографских станков и цехов в лот включен легковой автомобиль «Рено SR» 2009 года выпуска. Торги рассчитывают провести с повышением по 10% за шаг. Реализуемая недвижимость находится в ипотеке. Заявки на участие в торгах принимаются до 13 января, сами торги назначены на 16 января. «Типография №1» попала в банкротство в 2020 году по иску крупного федерального участника издательского рынка «Издательство «Армада-Альфа». Кредитор выставил претензии на 2,3 млн рублей. В феврале этого года процесс дошел до конкурсного производства. Издательский комплекс на Вишневой, который теперь попытаются продать, носил название «Полиграфия Поволжья» и принадлежал саратовскому холдингу «Астэк-С». «Типография №1» выкупила его в 2015 году, а год спустя получила грант от Венчурного фонда, причем в размере, превышающем максимально возможный объем поддержки - 34 млн рублей вместо допустимых 30 млн. «Типография №1» взялась за выпуск районных газет, всего их было 63, на общую сумму 23,4 млн рублей. Но затем подписывавшая договор с Венчурным фондом владелица типографии Татьяна Сердюченко скоропостижно скончалась в мае 2019 года. Банкротство компании последовало уже после ее смерти, когда гендиректором предприятия стала Мария Усова, ныне - депутат облдумы. Интересно, что за год до банкротства компании в составе собственников типографии появилось новое лицо, Ольга Солохина. С 14 декабря 2020 года она получила долю в 22%. Еще 43% в ЕГРЮЛ по-прежнему значатся собственностью покойной Татьяны Сердюченко, а остальное - доля Венчурного фонда, таковы условия инвестирования. У Ольги Солохиной иных действующих бизнесов нет. В двух саратовских компаниях, "Центр экологических расчетов" и "Кадровый центр" она числится ликвидатором.
Венчурный фонд пытался войти в число кредиторов типографии с требованиями на 14 млн рублей. Но определением от 29 апреля этого года областной арбитраж отказал ему. Из материалов суда ясно следующее: "Типография №1" еще при первой владелице так и не достигла ключевых показателей бизнес-плана. Венчурный фонд выявил это в 2018 году и потребовал аудиторской проверки, но из-за смерти владелицы она так и не была проведена. В 2019 году деятельность типографии практически встала, выручка упала в 16 раз, убытки по итогам года составили 2,1 млн рублей. Также Венчурный фонд заявил, что выявил отсутствие ключевых работников типографии, состав которых был утвержден приложением к соглашению об инвестировании. Полной отчетности Фонду типография не предоставила.
В июне 2019 года Венчурный фонд уведомил "Типографию №1" о прекращении инвестирования. В ответ компания заявила, что не может вернуть оставшиеся 14 млн рублей в виду неудовлетворительного финансового положения. Но областной арбитраж заключил, что достаточных доказательств нарушения  "Типографией №1" инвестсоглашения не представлены. В частности, Фонд не доказал, что именно эти нарушения не позволили типографии выполнить бизнес-план. На этом основании в кредиторы Венчурный фонд не пустили.
Интересна судьба долгов типографии. Обязательства ее перед "Армадой-Альфой" выкупило некое ООО «Кайрос», принадлежащее Сергею Маркову, в феврале 2021 года в ходе банкротной процедуры. А вот долги перед Сбербанком были перехвачены 30 августа 2019 года, за год до начала банкротства. Выкупило их ООО «Волга-Медиа», принадлежащее Марии Усовой и являвшейся в тот момент гендиректором самой «Типографии №1». Новым кредитором стала крупная медийная компания, в чей портфель входят ИА «Наша Версия», «Аргументы и факты – Саратов», саратовская вкладка «Комсомольской правды», ИА «Новости Саратова», радиостанция «КП-Саратов».
Таким образом, обязательства типографии перед фирмой своего же руководителя составили 10,6 млн рублей. Причем эта сумма обеспечена залогом имущества типографии, которое сейчас продают. Под ипотекой находятся 2 здания, 2 участка и типографские станки. Но областной арбитраж, включив "Волга-Медиа" в реестр, отказался признавать компанию залоговым кредитором. Во-первых, в материалы дела не были представлены доказательства фактического наличия у кредитора предмета залога, во-вторых, кредитор и должник - аффилированные лица.
"С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что ООО «Волга-Медиа» было предоставлено компенсационное финансирование должнику в целях избежание инициирования процедуры банкротства последнего со стороны ПАО "Сбербанк", - пришел к выводу суд 29 октября прошлого года. Оспорить это решение "Волга-Медиа" пыталось вплоть до окружного суда в Казани, но и он 25 мая уже нынешнего года оставил его в силе.
Тем временем кредиторы "Типографии №1" продолжают меняться. Энгельсское ООО "Мультибренд" сменила компания ООО "Элемент", выкупившая у нее право требования долга в марте 2022 года. Теперь типография должна "Элементу" 7,7 млн рублей. Согласно ЕГРЮЛ, новый кредитор занимается научными исследованиями, единственный владелец компании - Максим Сидоров. Интересно, что в банкротном деле типографии засветился и другой подопечный Венчурного фонда - ООО "Архангельское". Как выяснилось, это предприятие тоже предоставляло "Типографии №1" займ, в размере 1 млн рублей. "Архангельское" собиралось заняться производством комбикорма в Базарно-Карабулакском районе, но все завершилось не только банкротством, но и уголовным делом о махинациях со средствами гранта. Обвинение было предъявлено директору "Архангельского" Вадиму Емельянову, позднее оправданному судом.  Пока же суд продлил срок конкурсного производства в отношении "Типографии №1" до 16 февраля. На этот день назначено рассмотрение отчета конкурсного управляющего.