Владелец пензенской «Дамате» Наум Бабаев о наездах генералов, будущем ГМО и планах по завоеванию мира

Глава пензенского агрохолдинга «Дамате» Наум Бабаев в интервью федеральному изданию вспоминает о своей карьере в компании дяди, первых шагах в бизнесе, рейдерстве генералом МВД. И рассуждает о современной ситуации на аграрных рынках России, Европы и Китая, где холдинг намерен занять лидерские позиции. А также мыльных пузырях и хайпе в экономике. Интервью журналу «Эсквайер» открывают воспоминания Наума Бабаева о первом опыте работы - в 16 лет дядя привел его в компанию «Черкизово» и дал работу.  - Меня посадили в машину выездной торговли и отправили на Курский вокзал – продавать колбасу. Поначалу я, конечно, был раздосадован. Но потом понял, что это за точка, – мы продавали очень много колбасы и зарабатывали для тех времен огромные деньги. Так я провел месяца четыре, - вспоминает предприниматель. Получив много опыта и много связей, в 2006 году, когда в «Черкизово» он занимал уже пост директора по стратегическому развитию, а компания вышла на IPO, Бабаев решил заняться собственным бизнесом. Говоря об эстетике бизнеса, он констатировал - в противовес желавшему стать пивным бароном Олегу Тинькову - что у него нет таких амбиций как быть королем или бароном, а в начале не было и времени думать об эстетике бизнеса. 
- Я этим не страдал. Были другие приоритеты. Мне нужно было зарабатывать деньги. Молодой парень из достаточно бедной семьи искал возможность заработать. Впервые я почувствовал, что у нас что-то получилось, в 2012-м, когда мы провели сделку с  «Оламом» (Olam International, один из крупнейших производителей продовольствия в мире. – Esquire). И это был еще молочный бизнес, «Дамате» была совсем молодой компанией, и заниматься индейкой мы только начинали, - рассказал Бабаев. 
По его словам, с 2006 по 2012 годы компания прошла сложный путь - с наездами, заездами и отъездами. Хотя речь все же шла не о классических рейдерских атаках со сменой директоров и появлением автоматчиков.  - Пару раз пытались заходить разные структуры типа региональных бандитов – но мы довольно легко отбивались. Один раз сотрудники силовых структур пытались посадить нас на процент. Это был знаменитый кейс – потому что мы им отказали. Буквально через две недели на производстве начались «маски-шоу»: люди с автоматами, кладут всех лицом в пол, обыски. Мы писали Титову (Борис Титов, бизнес-омбудсмен. – Esquire). В тот момент МВД возглавил Колокольцев. Наше дело изъяли из региона, подняли в  Москву. Разобрались, отправили ревизию; пару генералов, которые организовывали наезд, сняли с  постов. Это была показательная история. Я поверил, что если ты работаешь по-белому, то в России у тебя может получиться, - поделился глава «Дамате».  Отвечая на вопросы журналиста о портрете русского потребителя, бизнесмен сообщил, что в холодильнике у 100% россиян лежит докторская колбаса, а отношение соотечественников к еде нужно анализировать через призму 70-летнего дефицита продуктов. По его данным, в начале ХХ века Россия входила в пятерку крупнейших экспортеров масла, молока и мяса и поэтому россияне были обеспечены продовольствием. - В советское время люди теоретически могли бы и купить, но нечего. Сейчас мы начинаем относиться к еде более ответственно. Люди задумываются об экологии, упаковке, качестве. Поколение Z во всем мире будет другим, более экологичным, - считает Наум Бабаев. 
Говоря об основном продукте компании - индейке, он отметил, что именно предложение увеличило спрос на нее в России. А также грамотная раскрутка мяса этой птицы, которое по цене сопоставимо со свининой. Аналогичную историю Дамате сейчас пытается провернуть с бараниной. 
C экспортом другая история: фактически индейка разделывается под конкретную страну. Та, по информации Бабаева, в Китай компания продает голень, в Африку – крылья в огромных количествах, в Дубай – белое мясо и филе. При этом Дамате входит в первую десятку производителей в мире и в первую пятерку в Европе. Задача № 1 - стать четвертым номером в мире по объему производства. По словам предпринимателя, запуск в следующем году в оборот всех объектов компании и запуск производственного цикла позволит агрохолдингу стать первым в Европе. Пока в этой части мира у Дамате два конкурента - в Италии и Германии.  По словам Наума Бабаева, Европе не хватает своих производителей - мясо туда поставляют Таиланд и Бразилия. Поставкам России мешают ветеринарно-политические вопросы. Хотя продовольствие уже стало для страны новой нефтью или газом на экспортном рынке. 
- Продовольствие – по-моему, 3-я строчка в российском экспорте. Мы опередили вооружение,  идем сразу после нефти, газа и металлов. В свое время я видел аналитику: нарисован квадрат, в трех углах – Канада / Америка, Австралия / Новая Зеландия и Латинская Америка. В четвертом углу – Россия. А все, что внутри – Китай, Индия, Европа, Африка, – придется кормить. Это неоспоримый факт, данность и наше будущее, - констатировал бизнесмен. 
По его мнению, в ближайшем будущем перед человечеством встанет дилемма - заботиться об экологии или накормить людей. Он прогнозирует, что реальный голод может начаться не в  самых бедных странах, например, в Великобритании, где на производствах не хватает людей из-за появления новых отраслей, оттянувших на себя огромное количество трудовых ресурсов.  Говоря об органическом земледелии в Калифорнии, Наум Бабаев отмечает, что для него нужно больше земли, воды и воздуха, что в итоге скажется на экологии сильнее, чем органическое.  - Важно искать баланс. Иначе мы погрузимся в абсурд: где-то будет суперорганика и биоразлагаемая упаковка, а где-то у человека не будет элементарных продуктов питания, - предполагает глава Дамате.  При этом он считает, что будущее - за ГМО и генной инженерией, хотя сейчас многие продукты ГМО запрещены в России и Европе. В противовес США, где собственно и изобрели генномодифицированные продукты. 
- Мы считаем, что любые изменения в геноме, которые невозможны в природе, – это плохо. Это называется генной модификацией. Но если ты вносишь изменения, которые могут произойти в природе (например, усилить ген устойчивости к засухе у кукурузы), – это генная инженерия, - поясняет Бабаев. 
При этом он не рассчитывает, что, например, белок насекомых заменит мясо - это слишком дорогое удовольствие. Напомним, в портфеле бизнесмена - проект «Энтропротэк», в рамках которого на продовольственных отходах выращиваются личинки «черной львинки». Их затем можно переработать в корма для животных. Бабаев предполагает, что в будущем мир ожидают если не войны за еду, то сильное изменение потребительских привычек. По его данным, в Китае и Юго-Восточной Азии они меняются уже сейчас: из-за оттока сельского населения в города в десятки раз выросло потребление птицы и говядины в ущерб свинине.   Портят картину и болезни животных - тот же свиной грипп, из-за которого в Китае три года назад было уничтожено 30% поголовья. А с началом коронавируса страна и вовсе испугалась разрыва логистических цепочек и голода 1,5 млрд человек и закупила десятки миллионов тонн зерна и различных видов продовольствия, пытаются восстановить поголовье свиней. - Получается с  трудом: вирус периодически возвращается, против него до сих пор не изобрели вакцину, - отметил бизнесмен.  Отвечая на вопрос журналиста о продаже бизнеса, Бабаев констатирует, что «были разговоры и есть разные предложения, но «Дамате» - не хайповая компания».
- Есть очень интересная история: первые 10 мировых мясных компаний – огромные, публичные – все вместе стоят 100 миллиардов долларов. Я не говорю об Apple или Google, которые стоят триллионы, а какой-нибудь TikTok собирались продать за 70 миллиардов, - отмечает он. И утверждает, что на рынке «видели много мыльных пузырей». 
Один из очередных - доставка еды, на которой, считает предприниматель, нельзя заработать денег.  - Это и социально, и экономически бессмысленно. Ни в одной стране мира доставка еды не заработала. Человек, который несет тебе пакет еды, всегда дороже, чем этот пакет. Сейчас что делают эти компании? Они пытаются затащить тебя в свое приложение и потом продавать твои данные, - поясняя, что монстры типа Сбербанка и Яндекса таким образом покупают долю рынка. 
Справка «БВ» ГК «Дамате» Наума Бабаева и Рашида Хайрова — крупнейший производитель мяса индейки (бренд «Индилайт») в России. По данным Agrifood Strategies, в 2019 году группа увеличила выпуск этой продукции на 48,36%, до 131 тыс. тонн, заняв 45,47% рынка в натуральном выражении. По собственным данным, выручка «Дамате» за этот период выросла на 48,8% — до 26,3 млрд руб. Чистая прибыль увеличилась в 2,5 раза — до 1,49 млрд руб. В числе учредителей также — кипрский офшор ЭЙСИ ДЕМЕЙТ ТОКИ ЛИМИТЕД.
Фото: «Эсквайер»