«Волжский терминал» в Балаково: все мутно

Комитет кредиторов банкротящегося ООО «Волжский терминал» (актив холдинга "Солнечные продукты" Владислава Бурова) утвердил новое положение о порядке и условиях продажи его имущества. Цена подросла, дата торгов не названа, и не понятно, что вообще сейчас из себя представляет предприятие, если сотрудников на нем – ноль. Впрочем, мутная история строительства завода и его эксплуатации такова, что подобный конец не удивителен. С новым положением о порядке, сроках и условиях продажи имущества «Волжского терминала» выступил залоговый кредитор ООО «РусАгро». Напомним, ранее он же назначил цену за единый лот в 2,8 млрд рублей, однако затем сам же и настоял на отмене торгов. Не исключено, что тогда Вадим Мошкович испугался конкурентов – о желании приобрести МЭЗ заявили холдинги «Астон» и «Био-тон». В этот раз цена за лот подросла – теперь начальная цена стартует от 3,1 млрд рублей. При отсутствии покупателей на повторных торгах она упадет на 10% - до 2,8 млрд рублей. Размер задатка – 20% от начальной цены. Шаг аукциона – 5%. Напомним, что на ПМЭФ-2021 Мошкович обозначил «Волжский терминал» как свой актив, хотя он ему еще не принадлежит. Не исключено, что здесь, в отличие от того же Аткарского МЭЗ или саратовского «Жирового комбината», также переживающих процедуру банкротства, производство заметно упало.
Нагляднее всего это демонстрируют финансовые показатели. Если в 2018 году выручка завода составляла 7,3 млрд рублей, то в 2019 году она упала до 687 млн рублей, а в 2020 году сократилась на 95% и составила жалкие 29,1 млн рублей.
Об остановке производства свидетельствуют и опубликованные в открытых источниках данные о количестве сотрудников. Если на 1 января 2019 года насчитывалось 423 человека, на аналогичную дату 2020 года – уже 202 человека, а на начало 2021 года – 0 сотрудников. То ли все они переведены в другие юрлица «Русагро», расположенные за пределами региона, то ли завод приказал долго жить.  В любом случае, как налоговая база «Волжский терминал» для Саратовской области потерян, хотя до банкротства предприятие платило больше 200 млн рублей налогов и сборов ежегодно.    Интересно, что ни саратовский минпром, ни минсельхоз не выказывают вообще никакого беспокойства по поводу ситуации на «Волжском терминале». Видимо, чиновников не особо волнует, работает производство или нет, будет ли этот актив задействован в переработке огромного урожая подсолнечника или он будет законсервирован и использован не как производственный комплекс, а исключительно как склад. Как и минтруд, видимо, не интересуется, куда делись почти полтысячи сотрудников балаковского МЭЗ.   Впрочем, чиновники предпочитают с самого начала строительства завода не сильно вникать в связанные с ним процессы, лишь рапортуя о цифрах и инвестициях. Интересно отследить их динамику. Напомним, что «Волжский терминал» привычно считают самым молодым предприятием бывшей масло-жировой империи Владислава Бурова – холдинга «Солнечные продукты». Однако само ООО было зарегистрировано еще в 2008 году и следующие 5 лет там шла постоянная чехарда с официальными владельцами.
То он переходил ООО «Э.Х», в учредителях которого числился сам Буров, то передавался  московскому ООО «Фарэлл». После чего в дело вступил кайманский оффшор «Креди Медитеррани Фест Прайвет Эквити Фонд Лимитед».
 С октября 2014 года по 2016 год компания принадлежала саратовскому ЗАО «Ротондо», созданному, кажется, специально для этого. Потом  активом владели ООО «РСХБ-ФИНАНС» и снова «Э.Х», от которого уже во время банкротства - в апреле 2021 года, права владения перешли к кипрскому оффшору "Квартлинк Холдинг Лимитед". Напомним, последний с октября 2018 года принадлежит ГК «Русагро» Вадима Мошковича. Интересно, что в самом «Солпро» долго отрицали факт вхождения ООО «Волжский терминал» в холдинг. А об открытии в 2014 году Балаковского МЭЗ на базе «Волжского терминала» сообщалось как независимом инвестпроекте ГК «Букет». Причем сумма инвестиций была все время плавающей  – то называлась цифра в 3 млрд рублей, то – в 4,2 млрд. Кстати, открытый в июне завод тремя месяцами позже был представлен на инвестфоруме в Сочи как еще нереализованный проект. Впоследствии пресс-служба объясняла, что имелась ввиду вторая очередь завода – по глубокой переработке сои в масло и шрот. Но так и не прояснила, включал ли в себя заявленный объем инвестиций в 8,6 млрд рублей уже построенные линии. Сам соевый проект, впрочем, так и не был реализован. Зато 2015-й год стал для завода временем сбора всевозможных наград. ТПП Саратовской области наградила его статуэткой «Волжский Меркурий» в номинации «Динамичный старт». Валерий Радаев вручил гендиректору знак «Инвестор года». В июле предприятие в составе стенда Саратовской области приняло участие во Всероссийском форуме по продовольственной безопасности. Посетивший стенд председатель правительства РФ Дмитрий Медведев положительно оценил реализацию инвестпроекта по строительству Балаковского МЭЗ. А месяцем позже на «Волжском терминале» прогремел взрыв в одном из цехов – на месте ЧП погиб один человек, 15 пострадали. Из них трое умерли уже в больнице. По одной из версий, причиной взрыва стали газосварочные работы, но окончательные выводы следствия и Ростехнадзора так и не были озвучены. Части пострадавших удалось отсудить компенсации, причем одному из них пришлось ходить по судам 6 лет, чтобы получить 700 тысяч рублей. Еще на 3,6 млн рублей завод оштрафовала трудовая инспекция. На фоне полученной от «Альфа-Страхованием» страховки в 226 млн рублей эти выплаты выглядят копеечными. Видимо, поэтому одна из версий, упорно ходившая в народе, говорила о не случайности ЧП, но было ли предположение исследовано правоохранителями, осталось за кадром. Мутной выглядит и сама история банкротства «Волжского терминала». Саратовский обларбитраж счел его договоренностью собственников – читай, Бурова и Мошковича, однако в кассации это решение было отменено. Что сейчас творится на производстве, никто не знает. Информационная закрытость «Русагро» не позволяет даже подать запрос в пресс-службу – по причине отсутствия таковой в одном из крупнейших аграрных холдингов России. Впрочем,  иного ждать от компании, 100-процентно принадлежащей кипрскому оффшору, и не приходится.
Справка «БВ». ООО «Волжский терминал» — один из самых крупных активов «Солнечных продуктов» в Саратовской области. Он включает в себя  маслоэкстракционный завод, речной отгрузочный терминал и элеваторный комплекс. МЭЗ способен перерабатывать 800 тонн маслосемян в сутки с выработкой 765 тонн нерафинированного масла. Основным разработчиком технологии и поставщиком оборудования выступила итальянская инжиниринговая компания Andreotti Impianti S.p.A. В комплект линий входит оборудование ведущих европейских производителей - GEA Westfalia Separator, Bühler, Кrupp и пр. Максимальной выручка ООО "Волжский терминал" была в 2017 году - тогда предприятию удалось заработать 9,5 млрд рублей.