Всех не привлекут, но выборочно могут: юристы о признании Meta и соцсетей экстремистами. Что грозит обычным пользователям?

Тверской суд Москвы признал компанию Meta экстремистской организацией. Пользователи Facebook и Instagram пытаются понять, что делать с аккаунтами, некоторые СМИ их уже заморозили, советы юристов тоже неоднозначны. Однако, кажется, некое понимание о том, что происходит и чем это грозит, уже сложилось. Тверской суд Москвы удовлетворил иск Генеральной прокуратуры и запретил деятельность социальных сетей Facebook и Instagram, принадлежащих компании Meta Platforms Inc., признав их экстремистскими, цитирует РБК пресс-службу суда. Иск был связан с отказом удалить призывы к насилию в отношении россиян, в том числе военнослужащих. - Запрещена деятельность американской транснациональной холдинговой компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram — на территории России по основаниям осуществления экстремистской деятельности. Настоящее решение не распространяется на деятельность мессенджера WhatsApp компании Meta в виду отсутствия функций по публичному распространению информации, — пояснили в суде.  Московский юрист Павел Чиков в своем телеграм-канале рассказал подробности. Любопытно, что в сети получил распространение диалог между судьей и прокурором, опубликованный, в том числе, Rambler.News. Решение суда о признании Meta экстремистской организацией вновь породило волну вопросов. Основная часть - от пользователей соцсетей, переживающих, как бы и их не признали террористами. Однако и в ходе заседания суда, и представитель прокуратуры неоднократно проговаривалось, что пользователей не будут наказывать за использование соцсетей. Впрочем, такая возможность по-прежнему сохраняется.  ТГ-канал «Сетевые свободы» - юридическая помощь по делам о свободе выражения мнения - объясняет эти нюансы.
- Пользоваться Instagram, Facebook еще можно. Пользователям сервисов Meta ответственность не грозит до тех пор, пока решение суда не вступит в законную силу. Meta может появиться в списке экстремистских организаций на сайте Минюста только после апелляции. Какая ответственность может грозить пользователям после окончательного признания Meta экстремистской пока неизвестно, - заключают юристы канала. 
Позднее они добавили предположение что сама по себе регистрация в этих соцсетях не должна образовывать состава экстремистского преступления или правонарушения. - То же самое относится и к «неполитическим» публикациям. Но если вы активист или журналист — норма закона настолько широка, что позволит привлечь вас за пост. Условно: постить котиков вроде можно, а призывы к нарушению закона опасны сами по себе, - считают юристы.  Распространение ссылок на свои или чужие профили, по мнению авторов ТГ-канала, теоретически можно расценивать как участие в деятельности экстремистской организации — ответственностью по статье 282.2 УК РФ.
- Скорее всего, применяться статья будет выборочно — привлечь к ответственности всех людей, кто делится ссылками в интернете, не представляется возможным, - заключают юристы. 
Когда/если решение апелляции будет не в пользу Meta и запись о признании ее экстремистской организацией появится в реестре на сайте Минюста, тогда не только СМИ, но и все граждане вообще должны будут упоминать компанию с соответствующей пометкой. Немаркировка может грозить ответственностью по части 2 статьи 13.15 КоАП (злоупотребление свободой массовой информации). По мнению юристов «Сетевой свободы», логотипы Instagram и Facebook так же нельзя будет использовать после внесения Meta в реестр экстремистских организаций. Это публичная демонстрация символики экстремистской организации. По статье 20.3 возбуждали тысячи дел о демонстрации свастики. Причем это распространяется и на старые посты - дела по ч.1 ст. 20.3 и 13.15 КоАП часто возбуждают ретроспективно. То есть, старые посты с упоминанием Instagram и Facebook лучше тоже промаркировать. 

- В 2020 году в этой статье появилось примечание, которое требует от полиции доказывать, что публикация содержит пропаганду запрещенной идеологии, но суды предпочитают игнорировать это примечание и привлекают к ответственности по старинке — по факту демонстрации. К сожалению, этот риск касается всех визиток, маек, плакатов, упаковок и постов в интернете. Привлечь всех не привлекут, но выборочно могут, - резюмируют юристы. 

Покупка рекламы в Instagram и Facebook (хотя соцсети заблокированы уже сейчас) после внесения Meta в реестр может квалифицироваться как финансирование экстремистской организации. - Если вы купили рекламу до внесения — то состава преступления нет. Важна дата списание денег с карты — если до появления Meta в списке экстремистов, то все в порядке, если после — теоретически это финансирование, - уточняют авторы ТГ-канала.  Однако глава саратовского юрбюро «АргументЪ» Андрей Ларин более оптимистичен. - Использование соцсетей Facebook и Instagram, вообще, не должно никак наказываться. Поскольку в законе установлен запрет на публичную демонстрацию и символики экстремистских и нацистских организаций. Сейчас их фактически приравняли к нацистских — они указаны фактически в одной статье. Поэтому запрет публичной демонстрации символики установлен — за это может грозить штраф или до 15 суток ареста. Логотип может быть отнесен к такой символике и я бы советовал их убрать в том числе с сайтов. Суд может расценить его как публичную демонстрацию, хотя прямо запрета на размещение на сайтах нет. Но учитывая свободный доступ к сайту любого человека, это может расцениваться именно как публичная демонстрация, - отметил он, подчеркнув, что убирать нужно логотипы, а не сами ссылки.  Что касается использования соцсетей, принадлежащих организации, признанной экстремистской, то в законе, считает Ларин, нет никакого запрета на их использование.
- Это абсурдно, если Instagram в России пользовались 84 млн человек, то значит все эти люди - террористы-экстремисты, половина жителей России. Запрета на пользование соцсетям нет, - констатировал он.