Всем, кто принимает законы, надо хотя бы 3 месяца поработать ИП: саратовские эксперты о том, что поможет бизнесу выжить

Изменение критериев господдержки, компенсация за карантин, введенный властью, и поэтапное увеличение налоговой ставки при переходе с ЕНВД — вот что поможет бизнесу выжить, считает саратовский бизнес-омбудсмен Михаил Петриченко. Саратовский депутат Олег Комаров добавляет, что нельзя  отказываться от ИП, а бизнес нужно стимулировать налоговыми послаблениями. В докладе саратовского бизнес-омбудсмена отмечается, что «экономика восстанавливается гораздо хуже, чем ожидалось». Всего пандемия COVID-19 в России затронула порядка 4,17 млн компаний и ИП от общего числа 6,05 млн, то есть до 67 %. Предприниматели, столкнувшиеся с падением выручки более чем на 30 %, работают в 65 классах ОКВЭД из 88 существующих. Главной проблемой остается – падающий спрос: 81,9% респондентов, опрошенных в ноябре, указали, что спрос на продукцию их компании за 10 месяцев с начала 2020 года или сильно уменьшился, или совсем исчез. Только 18,2% отметили, что спрос на продукцию их компании не изменился, или немного увеличился.
Не слишком радужно выглядят и цифры, касающиеся мер господдержки. Так, 45,34% респондентов указали, что не смогли воспользоваться никакими из них. 23,55% воспользовались отсрочкой по всем видам налогов (за исключением НДС), 20,7% – кредитованием под 2% на возобновление деятельности, 19,3% – продлением сроков уплаты страховых взносов. 38,6% предпринимателей, которые воспользовались той или иной мерой поддержки, должны погасить свои обязательства в ближайшее время.
Однако почти половина из них (49,5%) нуждается в новой реструктуризации, так как не смогут погасить долг по наступлению срока погашения. Еще 9,3% считают, что не смогут погасить долг и вынуждены будут закрыть бизнес. В частности, только 33,9% респондентов, получивших кредит под 2%, или прямые дотации с условием сохранения занятости, смогли сохранить численность персонала на 1 декабря. 
При этом самыми действенными мерами поддержками на будущее, по мнению респондентов, должны стать снижение налогов или реструктуризация налоговой задолженности (52,3%), отсутствие новых локдаунов (46,5%) и выдача прямых дотаций в размере 1 МРОТ на работающего за все месяцы ограничений (27,1%).
Михаил Петриченко отмечает, что и эти меры не будут полными без решения системных проблем, выявленных в пандемию. В их числе — проблема идентификации предпринимателей, в частности предоставление мер господдержки по ОКВЭДу. Саратовский бизнес-омбудсмен предлагает внедрить альтернативный критерий господдержки - снижение выручки более чем на 30%. А ОКВЭДы применять не только для основных видов деятельности, но и для дополнительных, расширив перечень пострадавших отраслей до 65 классов. Еще одной системной проблемой стало «отсутствие взвешенного механизма взаимодействия бизнеса и власти при применении органами госвласти запрета осуществления предпринимательской деятельности». Власти почти на 9 месяцев запретили работу отдельных предприятий, при этом мораторий на выполнение бизнесменами своих обязательств наложен не был.
Омбудсмен считает, что уже давно пора снять все ограничения, а при появлении угрозы карантина - «взвешенно подходить к критериям, срокам ограничений и компенсационным мерам сохранения бизнеса».
Саратовский правозащитник уверен, что власти стоит быть более мобильной в принятии решений. Он приводит в пример тот факт, что 31 декабря истек срок применения дифференцированных ставок налогообложения и они были продлены лишь для 6 отраслей. Хотя экономика до сих не восстановилась, а бизнес добивают отменой ЕНВД, введением маркировки, увеличением штрафов. При этом до сих пор не приняты пакеты документов, предусматривающих новые меры поддержки: не установлены пониженные налоговые ставки УСН для предприятий пострадавших видов деятельности, не определен более продолжительный период их применения с возможностью постепенного увеличения размера налогов.
- Полагаю, что этот вызов требует решительных действий со стороны всех органов государственной власти Саратовской области, - заключает омбудсмен.
Он ратует за продление изменений, ранее внесенных в законодательство, расширив при этом перечень субъектов предпринимательства, а также рассмотреть возможность поэтапного увеличения ставок налога для переходящих с ЕНВД предпринимателей. И установив пониженные налоговые ставки по УСН по объекту «доходы» на 2021 год 2 %, на 2022 год – 3 %, на 2023 год – 4 %. Гордеп и глава регионального отделения «Партии Дела» Олег Комаров добавляет, что сейчас не время для резких телодвижений. И вместо ликвидации ИП, о которой , говорит федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов, стоит задуматься о послаблении налоговой нагрузки на время кризиса. Эксперт считает, что ИП, во-первых, это организационно-правовая форма, утвержденная законом. Тем более, что и в этой форме предприниматель наравне с ООО и АО несет ответственность перед налоговой и законодательством.
- Очень много индивидуальных предпринимателей, которыми можно гордиться. Много тех, кто делает много хорошего и еще готовы сделать для России. Не стоит эту организационно-правовую форму уничтожать, - заметил гордеп.
По его данным, в Саратовской области за последний год закрылось порядка 17 тыс. предприятий всех форм собственности, включая АО и ООО. То есть организационно-правовая форма, по мнению Олега Комарова, никак не влияет на выживаемость бизнеса. А вот чем государство действительно может помочь — так это сделать посильными налоги. - Если сейчас народ не может платить налоги, то надо их снижать. Если вышли из кризиса, все у нас нормально, рецессии нет — тогда можно дифференцированно увеличить налоги. Тем более, что у нас есть прямые и косвенные налоги, о которых мы зачастую забываем. Вот недавно были скандалы, связанные с ростом цен. А в себестоимости и подорожание бензина, и увеличение налогов, и удорожание тех или иных коммунальных платежей, - отметил лидер реготделения «Партии Дела», подчеркнув, что такие вещи нужно учитывать при принятии решений.  Причем он считает, что в идеале тем чиновникам, что ответственны за принятие решений в сфере предпринимательства, не мешало бы на своей шкуре почувствовать все прелести ведения бизнеса в России.
- Я сам лет 20 работал в форме ИП. И рекомендовал бы всем, кто принимает законы и хочет, чтобы в России было лучше, месяца три поработать предпринимателем. Было бы изумительно, если бы чиновник любого уровня поработал индивидуальным предпринимателем немного. Чтобы посмотрел, какие минусы и плюсы, и тогда убежден, будет совсем другой подход к вопросам бизнеса,- констатировал Комаров.