Критикам зашьют рот: столичная прокуратура поищет студентов-иноагентов в саратовском вузе

От Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) требуют предоставить данные на студентов, участвующих в протестных акция и сотрудничающих с иностранными НКО. Такой запрос получил ее ректор Владимир Мау от Никулинской межрайонной прокуратуры Москвы и уже выпустил приказ по вузу. Под проверку на связи с иностранцами могут попасть и студенты саратовского филиала РАНХиГС. Документ обнародовал профсоюз «Университетская солидарность». Как пишет News.ru, администрация вуза спорить с прокурорами не стала и поручила выполнить их требования, издав соответствующий приказ. Как явствует из этого документа, Никулинская прокуратура действовала не по своей инициативе, а исполняя поручение прокуратуры города Москвы о проведении проверки исполнения законодательства научными и образовательными организациями. Прокурорских работников интересует участие студентов в оппозиционных мероприятиях в течение последних двух лет, с 2018 по 2020 год. Кроме того, от РАНХиГС хотят получить сведения о том, что вуз не нарушает экстремистское законодательство.
Проверять прокуратура намерена, в том числе, участие студентов в мероприятиях, проводившихся в рамках «иностранных и международных неправительственных программ». Ее очень интересует, допускалась ли в ходе таких мероприятий критика внутренней и внешней политики РФ, велись ли разговоры о необходимости смены власти в стране, отмечались ли случаи фальсификации истории или нарушения традиционных ценностей. Также вузу вменили выяснить, зачем студенты вообще посещают протестные акции, делают они это бесплатно или за деньги, сколько студентов привлекались потом к административной ответственности.
Помимо участия студентов в протестных митингах, прокуратуру волнуют также случаи идеологической обработки молодого поколения и создания в студенческой среде «проамериканских групп влияния, которые могут быть задействованы иностранными международными неправительственными организациями для достижения своих деструктивных целей (через продвижение американских и европейских демократических и либеральных ценностей, популяризацию американского образа жизни, критику социально-экономической ситуации и образовательной системы нашей страны, организацию языковых курсов и др.)».  По словам сопредседателя профсоюза «Университетская солидарность» Павла Кудюкина, скорее всего, прокуратура реагирует на некую жалобу. Вопрос только, куда именно она поступила, к московским прокурорам или сразу в Генпрокуратуру РФ. Но он обращает внимание, что таблица с последней страницы запроса, в которую предлагается вносить данные о «вольнодумцах», типовая. А значит, такое послание могли получить и другие вузы. По мнению профсоюзного лидера, прокуратура явно превысила собственные полномочия. Она должна следить за соблюдением действующих законодательных норм, а не вести дознание. Вопросы, на которые предлагают ответить РАНХиГС, пристало задавать скорее следователям. Руководство вуза ситуацию не комментирует. Московские студенты уже собирают подписи под открытым письмом к Владимиру Мау, напоминая, что университет – пространство академической свободы, и никакому давлению по политическим мотивам в его стенах не место. Должна ли академия отчитываться о своих студентах в столице или в филиалах тоже, прокуратура не пояснила. Приказ, подписанный ректором, привлекает к исполнению запроса около десятка сотрудников из учебно-методического и правового управлений, научной библиотеки и других подразделений. Не исключено, что филиалы процесс не минует, а значит и Поволжскому институту управления РАНХиГС в Саратове  (бывший ПАГС им. П.А. Столыпина) придется отчитываться, кто из будущих госслужащих позволяет себе посещать митинги.
Стоит вспомнить, что Саратов, где действует филиал РАНХиГС, в деле контроля за общением студентов с иностранцами может считаться пионером. В 2016 году такую инициативу проявил ректор СГУ Алексей Чумаченко, который разослал главам структурных подразделений университета документ с призывом ограничить контакты студентов с иностранными гражданами. Обращение было направлено в преддверии визита в РФ федерального судьи Западного округа штата Оклахома (США) Стивена Фрайота. Также Чумаченко считал крайне нежелательным участие студентов СГУ во Всемирном дне молодежи в Кракове.
История с саратовскими рекомендациями приобрела масштабы скандала федерального уровня. Даже пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков уверял, что не может в нее поверить. Но СГУ подтвердил подлинность документа, а Минобрнауки пыталось объяснить, что он носил исключительно рекомендательный характер.  Впрочем, уже в июле прошлого года занимавший тогда пост главы министерства Михаил Котюков, ныне замминистра финансов, выдал похожие рекомендации по контактам с иностранными специалистами уже российским ученым. В частности, настаивал, чтобы все нерабочие контакты с иностранцами допускались только с разрешения руководства вуза, а ученые после писали об этих контактах письменный отчет. Рекомендательным характером министерского послания ведомство оправдывалось и на этот раз, когда подробности были преданы огласке.