Заложить кирпичом: почему прокуратура Саратовской области против предприятия, которое спас лично Михаил Мишустин?

В 2018 году ЗАО «Тесар-Керамика», как и многие представители стройиндустрии, попало в банкротство, а в следующем году вышло на уникальное мировое соглашение. В самом мировом соглашении ничего особенного нет: это просто утвержденный судом график погашения долгов, но с другой стороны это настоящая сенсация, которую оценят те, кто в теме. Ведь второй стороной соглашения стала налоговая инспекция, согласившаяся реструктурировать на три года недоимку в сумме 19 миллионов рублей! Как часто фискалы идут на подобный шаг? Да почти что никогда! Первая в России трехлетняя налоговая рассрочка состоялась благодаря большим усилиям правительства Саратовской области и с благословления прогрессивно мыслящего шефа ФНС России Михаила Мишустина. И по-хорошему Саратовской области надо бы гордиться тем фактом, что наш завод спасли совместные усилия региональных чиновников и второго человека в стране! Утвержденный арбитражным судом график погашения долга длиной в 36 месяцев очень помог компании прийти к сегодняшним весьма впечатляющим результатам. А похвалиться есть чем: объем производства на вышедшем из банкротства предприятии вырос больше, чем в два раза. Если раньше завод выпускал 800 тыс. штук кирпича в месяц, то сейчас – 2 миллиона. Увеличилось и число работников – с 70 до 130 человек. Всем им регулярно платится зарплата со всеми отчислениями, и происходит это все в поселке Красный Яр Энгельсского района, который таким образом спасается от безработицы и прочего социального негатива.
Благие перемены на кирпичном заводе начались при новом собственнике, который сумел привлечь солидные инвестиции. И все бы хорошо, однако к предприятию, которое встает на ноги, внезапно предъявила иск… прокуратура Саратовской области!
Поясним: ЗАО «Тесар-Керамика» имеет лицензию на пользование недрами с целью разведки и добычи кирпичных глин. У завода в собственности есть участок, на котором расположено месторождение нужного сырья, и на территорию, где происходит разработка недр, имеется весь комплекс документов, в том числе, так называемый горный отвод. Вся добытая для производства кирпича глина честно показывается заводом, с нее платятся налоги, в том числе – НДПИ. Что же не устраивает прокуратуру? Отсутствие нескольких не самых важных бумажек. Оформить их должен был прежний собственник еще в 2018 году, однако в эти планы вмешалось банкротство и наложенный в рамках него запрет на совершение регистрирующих действий. Еще раз подчеркнем, что добыча глины велась на собственном участке завода и была вполне законной. Этот пункт вопросов не вызывает. Что же касается недооформленной документации, то реагировать, по-хорошему, надзорному органу на это надо было так: вынести предостережение и обязать предприятие исправить ситуацию в конкретный срок.
Но наши прокуроры – самые грозные прокуроры в мире. Вместо спокойного решения проблемы, которое позволяло сохранить производство, рабочие места и налоги, ведомство отправилось в Энгельсский суд с иском на 4,14 млн рублей штрафных санкций! Эта цифры, кстати, сопоставимы с годовыми суммами, которые завод выплачивает ФНС по мировому соглашению.  
Дальнейший ход событий предугадать несложно – в случае удовлетворения иска завод, только-только увидевший свет в конце тоннеля,  вторично скатится в банкротство. Ибо свободных средств на предприятии нет – каждый заработанный рубль вкладывается в людей и оборудование. Не будет этих вливаний, не будет роста выручки, не будет и возможности исполнять мировое соглашение. А у фискалов разговор короткий! Тут самое время подумать о последствиях: благодаря мудрой позиции - не простого функционера, а второго человека в государстве! - завод в Энгельсе получил второй шанс. Этот шанс не пропал втуне – завод держит слово, он встал на крыло, дает продукцию, пополняет бюджет, расширяет рабочие места, безвозмездно помогает строительству нового инфекционного центра. Однако из небытия извлекаются грехи старых владельцев, а в итоге под корень рушатся реальные дела новых менеджеров, которым поверил глава ФНС России, за которых поручились областные чиновники.
Ценой своей жизни, своего будущего, ценой работы для сотен жителей поселка Красный Яр энгельсский завод погасит штраф. Амбиции прокуратуры будут удовлетворены – и это, пожалуй, все. На остальном будет поставлена точка.
Кому нужно такое развитие событий, кто сделал надзорное ведомство пешкой в конкурентной борьбе, остается только догадываться. И вопрос – кому это выгодно, видимо, так и останется риторическим. Зато с полной уверенностью можно сказать, что в пострадавших окажутся не только жители Красного Яра и Энгельсский район, который потеряет крупного налогоплательщика, но и областные власти, делающие все, чтобы повысить инвестиционную привлекательности региона. «БВ» будет следить за развитием событий.