Зеленый остров и саратовский пляж предложено оставить как есть, но добавить гламурный кемпинг, музыкальные вечеринки и спа-отели

В рамках международного конкурса проекта планировок пяти локаций Саратова кажется, меньше всего архитекторы приложили руку к Зеленому острову и острову Покровские пески. Оба финалиста в едином порыве говорили о необходимости сохранения природного характера островов. Ну может быть дополнить их дебаркадером, рейв-вечеринками и превращением моста Саратов-Энгельс в пешеходную зону.

В концепции консорциума Citymakers Зеленый остров — это «таинственный секретный остров, где каждый может стать исследователем или насладиться уединением и необыкновенным волжским пейзажем». Стилистика обусловлена отсылом к немцам Поволжья и санаторно-курортной эстетитике.

Архитекторы предлагают разместить здесь фудкорт, общественный центр, лодочный кинотеатр, станцию канатной дороги, благоустроенный пляж и глэмпинг — вид базы отдыха, совмещающий комфортные условия и отдых на природе. Впрочем, разместиться здесь можно будет и в спа-отеле, и в палаточном лагере. А в свободное время заниматься водными видами спорта и лакомиться раками и другими волжскими деликатесами. В числе культурных мероприятий — посещение музея пристанища, чтобы это ни значило, и участие в фестивальной программе.

При этом схема зонирования острова предполагает поэтапную градацию доступа посетителей к уединенной части острова — природоохранной зоне. Она, к счастью, составляет львиную часть территории острова.

По словам представителя консорциума, сотрудника кафедры биологии и экологии СГУ Михаила Лаврентьева, несмотря на такое количество объектов, главная задача — оставить множество нетронутых участков природы с концентрацией разных видов растений и животных, особенно редких и охраняемых. По его мнению, это «позволит приблизить жителей к природе и повысить экологическую образованность и понимание хрупкости экосистемы».

Остров Покровские пески архитекторы предлагают превратить в волжский курорт, «остров приключений, где музыка, спорт и чистый песок» - своеобразный арткластер в стиле постмодернизма. Предполагается, что на острове будут проводится тусовки, музфестивали и рейвы, что позволит ему стать точкой притяжения для молодежи со всей России и даже мира. Из объектов для них — парочка благоустроенных пляжей, бассейн, велодорожка и причал для водных видов транспорта.

Впрочем, вопрос доступности пляжа, по версии архитектора «Мегабудки» Натальи Суворовой, предполагается решать за счет остановки общественного транспорта на мосту, а также интересной формы пандуса. Который может стать знаковым архитектурным объектом и дополнить открыточный вид на мост. Для тех зрителей, что обрадованно предположили, что он позволит спускаться на пляж прямо на машине, стало разочарованием, что предназначен он для пешеходов, велосипедистов и людей с ограниченными возможностями. При этом прямо на пандусе будут размещены информационные плакаты, а внизу посетители ждет музей Волги.

Отдельного внимания заслуживают транспортные решения, предлагаемые специалистами Citymakers. По словам Марии Головенкиной, приоритетные городские улицы в центре Саратова должны быть комфортны для прогулок и ожидания общественного транспорта. Дополнить их планируется четырьмя станциями канатной дороги, где также можно будет пересесть на другие виды транспорта. Плюс организацией узловых хабов на входах в парки и перекрестках, причем с возможностью пересадки на самокаты и велосипеды. Для территории аэропорта как вариант может быть внедрены грузовые велосипеды.

Саратовские острова для Karres en brands также важны с точки зрения природных локаций. Но архитекторы из этого консорциума готовы озаботиться и инженерными сооружениями, защищающими их от эрозии.

По словам Дариуса Резина, это «решения не на 10 лет, а на тысячилетия». Однако и развлекательная функция не утратила актуальности — в различных зонах планируется разместить места для фестивалей, стоянки для катеров и лодок и дебаркадер, который трансформируется в яхт-клуб.

Правда, в отношении последнего у зрителей презентации возникли вопросы. Например, некто «Али Бабаевич» сообщил, что «дебаркадер невозможно трансформировать в яхт-клуб».

- Яхтклуб должен обладать стандартными элементами, которых в проекте нет. Ни для детских спортсекций, ни для взрослых яхтсменов, - констатировал он.

Говоря о сохранении природы в этой локации, архитекторы сообщили, что «оставить как можно больше природы», взяв ее в союзники и «позволив ей самой проектировать территорию». И, например, в центре запланированы красивые экологические маршруты.

- Зеленый остров будет таким, что и ваша бабушка сможет узнать его, каким он был когда-то, но и новым поколениям здесь будет интересно взаимодействовать с природой и городом, - пояснил архитектору.

Вопросы эрозии еще больше актуальны для насыпных Покровских песков. Именно поэтом здесь, по словам представителя входящего в консорциум Kosmos Леонид Слонимский, дюновый ландшафт не может быть заполнен большим количеством зданий. Он отметил, что специально для острова была разработана типология зданий, «которые работают как для людей, так и для экологии».

Вопрос к обеим командам был связан с организацией доступности Зеленого острова и Покровских песков, в том числе за счет увеличения числа парковок. Напомним, сейчас на мосту может останавливаться только общественный транспорт.

Оба финалиста заявили, что парковки — не решение проблемы. По словам Леонида Слонимского, задача архитекторов не в этом. Руководитель проекта Citymakers Анастасия Колчина поддержала коллегу, отметив также, что мост Саратов-Энгельс устаревает — по ее данным, ему осталось 15 лет и в городе уже есть планы по строительству нового моста.

- Мы видели себе что мост станет все более вело-пешеходным. Сначала будет организована узкая велодорожка, а со временем из него можно будет сделать пешеходный парк, - заметила она.

В этом же консорциуме специалисты считают, что нужно подумать над удобными остановками и возвращение на мост троллейбуса по маршруту «Саратов-Энгельс». Кроме того, оба финалиста отметили необходимость «связи по воде» с островами, а слушатели напомнили о возможности запустить суда на воздушной подушке.