- Судя по содержанию кейса, с момента вхождения в состав участников «Солнечных продуктов» «Русагро» начало вывод денежных средств из группы компаний, способствуя созданию неплатежеспособности, создавая искусственный дефолт для возникновения права досрочного требования по кредитному договору со стороны «Россельхозбанка», что в дальнейшем позволило выйти в банкротство и выкупить основную задолженность, тем самым став основным кредитором, - говорит Ирина Шоч.По ее мнению, место в реестре кредиторов с требованиями, обеспеченными залогом - наиболее ликвидными активами должника - позволит «Русагро» в дальнейшем через аффилированные юрлица выкупить с торгов все активы по стоимости, значительно ниже рыночной. И вернуть активы холдингу Вадима Мошковича, но уже свободные от долгов и обременений. При этом юрист не считает, что «Русагро» повело себя недобросовестно, выкупив банковскую задолженность «Солнечных продуктов». — Практика выкупа основной задолженности аффилированным кредитором существовала с момента зарождения самого закона о несостоятельности, - констатировала она, еще раз подчеркнула, что анализ судебных актов позволяет говорить о том, что ГК «Русагро» «своими действиями фактически довела предприятие до банкротства», и это является основанием для отказа во включении в реестр кредиторов. Если же поведение компании будет признано судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ недобросовестным, то, скорее всего, будет рассмотрен вопрос о понижении очередности удовлетворения требований «Русагро», как кредитора, злоупотребившего своими правами.
- На мой взгляд, «Русагро» имеет шансы вылететь из реестра кредиторов. Думаю, что судебные акты подлежат отмене и дело будет направлено на новое рассмотрение, - заметила Ирина Шоч.Напомним, банкротные дела, инициированные агрохолдингом в отношении предприятий, объединенных под зонтиком «Солнечные продукты», начали сыпаться в саратовских судах еще в январе этого года. В числе прочих, 21 января 12 ААС отказался признать обоснованными требования «Русагро» как кредитора к Аткарскому МЭЗ. Суд признал аффилированность должника и кредитора и заключил, что оба заранее условились о том, как будет проходить банкротный процесс. Благодаря кассации ГК «Русагро» вернулась в реестр, но главенства в этом банкротстве группе Мошковича было уже не видать. В рамках банкротства Аткарского маслоэкстракционного завода у холдинга появились три мощных конкурента - Балтинвестбанк с объемом претензий в 1,7 млрд рублей, «Капитал-Факторинг» (претензии 1,2 млрд рублей) и ООО «ВТБ Факторинг» (подразделение банка ВТБ) с претензиями на сумму 789,3 млн рублей. Кстати, именно «ВТБ-Факторинг» начал активно вытаскивать на свет скользкие подробности отношений Аткарского МЭЗ и «Русагро». В сентябре на собрании кредиторов было решено обязать конкурсного управляющего представить кредиторам документы ряда цессий между должником и ООО «Группа компаний «Русагро». Причем положение о реализации имущества предприятия утверждено в редакции, предложенной все тем же «ВТБ-Факторинг» и вряд ли сулит агрохолдингу что-то хорошее. Хотя он по-прежнему остается залоговым кредитором и у него есть все права на мощности и площади аткарского предприятия. Но качать права группе Мошковича в этом банкротстве будет весьма сложно: собрания кредиторов показали, что за «Капитал-Факторингом» в реестре кредиторов 26% голосов, за «ВТБ-Факторингом» — 16,8%, за Балтинвестбанком – почти 35%. Без малого это 80 процентов.
Справка «БВ». ГК «Русагро» — крупнейший вертикальный агрохолдинг России со штаб-квартирой в Тамбове. Основные активы расположены в Белгородской, Тамбовской, Свердловской, Воронежской, Самарской, Курской и Орловской областях, а также в Приморском крае. Земельный банк группы – более 665 тыс. га, количество сотрудников — более 14 тыс. человек. Бенефициаром ГК является экс-сенатор Вадим Мошкович. Выручка группы компаний в 2019 году составила 31,2 млрд рублей, увеличившись более, чем на 7 млрд рублей по сравнению с 2018 годом.