Звезды российской сцены в Саратове: «Бал-маскарад» - опера вне времени

t1В январе 2018 года в Саратовском академическом театре оперы и балета был дан старт проекту «Звезды российской оперы на саратовской сцене». Саратовцам представилась уникальная возможность посетить четыре оперных постановки с участием солистов ведущих театров России. Открылся проект 28 января оперой «Риголетто» на музыку Джузеппе Верди. А 11 марта зрителей ждала новая постановка на музыку Верди - опера «Бал-маскарад». Свои впечатления от нового театрального проекта и постановки высказал заслуженный деятель искусств России, доктор искусствоведения, академик РАЕ, профессор Саратовской консерватории Александр Демченко. «В январе 2018 года, рискуя «оттянуть» внимание поклонников вокального искусства от грядущего Собиновского фестиваля, театр оперы и балета дал старт проекту «Звезды российской оперы на саратовской сцене». Как известно, риск – дело благородное (а иногда и прибыльное), и организаторы, судя по проданным билетам, не прогадали. А зрители – только выиграли! На первых спектаклях проекта, в «Риголетто» и «Травиате» заглавные партии исполняли солистка Московского театра «Новая опера» и Большого театра Ирина Боженко (Джильда), солист Михайловского театра Дамир Закиров (Герцог), Галина Королева (в партии Виолетты) и Андрей Бреус (Жорж Жермон), также представляющие труппу «Новой оперы». В зале присутствовать не довелось, но по отзывам коллег, знакомых и театральных завсегдатаев спектакли показали достойный вокальный уровень приезжих и местных артистов, а главное, не создавали ощущения «около профессиональной» халтуры, которой порой грешат подобные проекты нестоличных театров.
11 марта в опере давали «Бал-маскарад» Джузеппе Верди. Следует отметить, что сей оперный бестселлер, замешанный на политических интригах, убийстве, мести, приправленный любовной драмой и мистикой, с трудом приживается на российской сцене. Сложности в воплощении оперного полотна Верди вполне объяснимы. Написанный в стиле, близком большой французской опере, «Бал-маскарад» требует серьезных финансовых затрат и хороший состав «вердиевских» голосов. За последние 15-20 лет можно выделить лишь несколько постановок – в Михайловском, Мариинке, «Геликон-опере» и Новосибирске. Так что в 2007 году с премьерой «Бала-маскарада» Саратовский оперный попал в достаточно узкий круг избранных.
Андрей Сергеев, режиссер и художник по костюмам саратовского спектакля, вышел из положения «большой оперы» довольно мастеровито и «по-классически». Внешний антураж массивного декора сцены был сохранен в мрачном колонном зале графа Ричарда, в жутком пристанище колдуньи Ульрики, способном вместить до полусотни страждущих, и в сдержанном великолепии бала. Но действие спектакля, концептуально сосредоточенное на основной любовно-политической интриге, изысканно-строгие контуры костюмов абсолютно лишены исторических аллюзий. Как и заявляли авторы постановки, опера получилась «вне времени и вне конкретного географического названия». От главного конфликта драмы это не отвлекало, как, впрочем, и от завораживающей музыки. t2 Музыкальное, исполнительское прочтение партитуры Верди стало, пожалуй, самой убедительной стороной спектакля. «Чтобы быть подлинным «вердиевским»певцом, вам нужен голос, голос и еще раз голос», – говорят педагоги по вокалу. Голос – как широкий, льющийся поток, способный гибко сочетать виртуозность с мощным эмоциональным посылом, точной проекцией звука, без усилий позволяющей заполнять собой большие залы и преодолевать масштабное звучание оркестра и хора.
Голос исполнителя партии Ренато, лауреата международных конкурсов из «Геликон-оперы» Михаила Никанорова, приближается к вердиевскому типу. Пока ему не достает настоящей итальянской кантилены, но он обладает богатым звуком, импульсивным, достаточно мощным голосом, в котором не было ни «тёмных пятен», ни пустот. Свою партию Михаил исполнил ровно. А с точки зрения выразительности интонации и рельефности актерского рисунка заслуживает отдельной похвалы.
Ульрика, важный персонаж действа, появление которого не слишком продолжительно, но содержит впечатляющие моменты музыки оперы, нашла в заслуженной артистке России Маргарите Некрасовой («Новая опера») достойную исполнительницу. По совокупности всех качеств ее колдунья-провидица производит сильное и яркое впечатление, не в последнюю очередь благодаря, возможно, не столь густым, но насыщенным обертонам своего голоса. t3 Выступление саратовских артистов – лауреата международных конкурсов Ильи Говзича (граф Ричард) и заслуженной артистки России Ольги Кочневой (Амелия) в целом отличает крепкий, профессиональный уровень. Поначалу Ольга излишне форсировала звук, но к середине спектакля обрела возможность звучать естественно и полноценно, особенно в драматических эпизодах. Илья Говзич, справившись с тесситурными сложностями партии Ричарда, в этот вечер порадовал отменной актерской работой, стабильностью и уверенностью исполнения. Что касается остального состава певцов, то Надежда Федосеева в роли несколько жеманного пажа Оскара, заговорщики Виктор Куценко и Николай Колесников (Том и Самуэль) чувствовали себя сцене вокально и сценически свободно. Отлично выступил хор театра, который в сценах гадания и бала хорошо звучал и принимал самое живое участие в действии. Художественный руководитель и главный дирижер Юрий Кочнев добился от оркестра насыщенного и эмоционального звучания. Темпы были подвижны, но при этом абсолютно органичны режиссерскому рисунку спектакля. Если исключить разного рода досадные мелочи – вокальные и технические огрехи (у кого их не бывает!), спектакль в целом отличает высокое качество – по всем составляющим.
24 марта с нетерпением ждем заключительный вечер проекта со звездами российской оперы – «Тоску» Пуччини. В главных партиях заявлены ведущие солисты Московского театра имени Станиславского Наталья Мурадымова (Тоска) и Алексей Шишляев (Скарпия)».