Bloomberg: Google внедрит ИИ во все свои продукты, чтобы перекрыть успех ChatGPT

Новая внутренняя директива требует, чтобы «генеративный искусственный интеллект» был включен во все крупнейшие продукты компании в течение нескольких месяцев, пишет Bloomberg. Искусственный интеллект должен был стать фишкой именно Google. Компания заработала репутацию как делающая ставки на всевозможные технологии будушего, и большая часть исследований, лежащих в основе нынешней волны чат-ботов с ИИ, проводилась в ее лабораториях. Тем не менее, стартап OpenAI стал одним из первых лидеров так называемого генеративного ИИ - программного обеспечения, которое может создавать собственный текст, изображения или видео - запустив ChatGPT в ноябре. Его внезапный успех заставил материнскую компанию Google Alphabet Inc. решительно ускориться, чтобы наверстать упущенное в ключевой области технологии, которая, по словам генерального директора Сундара Пичаи, будет «более сложной, чем огонь или электричество». ChatGPT, который некоторые считают потенциальным соперником традиционной поисковой системы Google, кажется вдвойне опасным, учитывая тесные связи OpenAI с Microsoft Corp. Ощущение, что Google может отставать в области, которую он считал ключевой силой, привело к серьезному беспокойству в Маунтин-Вью,  по словам нынешних и бывших сотрудников. Как выразился один из них: «Существует нездоровое сочетание ненормально завышенных ожиданий и крайней неуверенности в отношении любой инициативы, связанной с ИИ». Сундар Пичаи Фотограф: Кайл Гриллот/Bloomberg Эти усилия заставили Пичаи заново пережить свои дни в качестве менеджера по продукту, поскольку он привык непосредственно взвешивать детали характеристик, что, обычно не соответствует его уровню оплаты. Соучредители Google Ларри Пейдж и Сергей Брин также стали больше участвоватьв  работе компании, чем за последние годы, а Брин даже лично отправлял изменения кода в Bard, чат-бот Google в стиле ChatGPT. Высшее руководство объявило «красный код», который сопровождается директивой о том, что все его самые важные продукты - те, у которых более миллиарда пользователей - должны включать генеративный ИИ в течение нескольких месяцев, утверждает источник издания. В одном из первых примеров компания объявила в марте, что авторы на ее видеоплатформе YouTube вскоре смогут использовать эту технологию для виртуального обмена нарядами. Некоторым выпускникам Google напомнили о том, что в последний раз компания реализовывала внутреннее поручение наполнить каждый ключевой продукт новой идеей в 2011 году - по продвижению злополучной социальной сети Google+. Это не идеальное сравнение - Google никогда не считался лидером в области социальных сетей, а вот его опыт в области искусственного интеллекта неоспорим. Тем не менее, есть похожее ощущение. Бонусы сотрудников когда-то были связаны с успехом Google+. Нынешние и бывшие сотрудники говорят, что на рейтинги и отзывы некоторых сотрудников Google, вероятно, повлияет их способность интегрировать генеративный ИИ в свою работу.
Красный код уже привел к десяткам запланированных интеграций генеративного ИИ. «Мы лезем на стену», - утверждает один из сотрудников Google. «Но это даже не близко к тому, что необходимо для преобразования компании и сохранения конкурентоспособности».
В конце концов, мобилизация вокруг Google+ провалилась. Социальная сеть изо всех сил пыталась привлечь внимание пользователей, и в 2018 году Google в конце концов заявил, что закроет продукт для потребителей. Один бывший топ-менеджер Google считает этот провал предостережением. «Поручение Ларри заключалось в том, что каждый продукт должен был иметь социальную составляющую», — говорит этот человек. «Это закончилось очень плохо». Представитель Google возражает против сравнения нынешнего красного кода и кампании Google+. В то время как мандат Google+ касался всех продуктов, текущий толчок ИИ в основном состоял из того, чтобы сотрудников Google поощряли тестировать инструменты ИИ внутри компании. По словам пресс-секретаря, большинство сотрудников Google не тратят дополнительное время на ИИ, а только те, кто работает над соответствующими проектами. Google не одинок в своем убеждении, что ИИ в будущем - это все. Силиконовая долина вступила в полный цикл ажиотажа: венчурные капиталисты и предприниматели внезапно объявили себя провидцами ИИ, отказавшись от недавних навязчивых идей, таких как блокчейн, а компании увидели, как взлетели цены их акций после объявления об интеграции ИИ. В последние недели генеральный директор Meta Platforms Inc. (Meta признана в России экстремистской организацией, деятельность компании на территории РФ запрещена) Марк Цукерберг сосредоточился на искусственном интеллекте, а не на метавселенной - технологии, которую он недавно объявил настолько фундаментальной для компании, что, по словам двух человек, знакомых с этим вопросом, потребовалось изменить ее название. Марк Цукерберг Фотограф: Дэвид Пол Моррис/Bloomberg Новые распоряжения являются долгожданной новостью для некоторых людей в Google, которые хорошо осведомлены о том, как компания погружалась в спекулятивные исследования только для того, чтобы споткнуться, когда дело доходит до ее коммерциализации. Члены некоторых команд, уже работающих над проектами генеративного искусственного интеллекта, надеются, что теперь они смогут «поставлять больше и иметь больше влияния на продукт, а не просто заниматься исследованиями», по словам одного из людей, разбирающихся в этом вопросе.  В долгосрочной перспективе, возможно, не имеет большого значения, что OpenAI первым сорвал аплодисменты, учитывая, сколько работы уже проделал Google. В 2016 году Пичаи начал называть Google компанией, ориентированной на искусственный интеллект. Компания годами использовала машинное обучение для управления своим рекламным бизнесом, а также внедряла искусственный интеллект в ключевые потребительские продукты, такие как Gmail и Google Фото. В этих приложениях компания использует технологию, чтобы помочь пользователям составлять электронные письма и систематизировать изображения.
В недавнем анализе исследовательская компания Zeta Alpha изучила 100 самых цитируемых научных работ по ИИ с 2020 по 2022 год и обнаружила, что Google доминирует в этой области. «В итоге получилось так, что Google был чем-то вроде спящего гиганта, который сейчас отстает и играет в догонялки. Я думаю, что на самом деле все не так», — говорит Амин Ахмад, бывший исследователь искусственного интеллекта в Google, который стал соучредителем стартапа Vectara, который предлагает бизнес-инструменты диалогового поиска. «Я думаю, Google на самом деле очень хорошо применил эту технологию в некоторых из своих основных продуктов на годы и годы раньше, чем остальная часть отрасли».
Google также боролся с противоречием между своими коммерческими приоритетами и необходимостью ответственного обращения с новыми технологиями. Существует хорошо задокументированная тенденция автоматических инструментов отражать предубеждения, существующие в наборах данных, на которых они были обучены, а также опасения по поводу последствий тестирования инструментов для общественности до того, как они будут готовы. В частности, генеративный ИИ сопряжен с рисками, которые мешают Google спешно выходить на рынок. Например, при поиске чат-бот может предоставить единственный ответ, который, кажется, исходит прямо от компании, которая его сделала, подобно тому, как ChatGPT кажется голосом OpenAI. Это принципиально более рискованное предложение, чем предоставление списка ссылок на другие веб-сайты. Красный код Google, похоже, исказил свои расчеты риска и вознаграждения таким образом, что это беспокоит некоторых экспертов в этой области. Эмили Бендер, профессор вычислительной лингвистики в Вашингтонском университете, говорит, что Google и другие компании, переходящие на тенденцию к генеративному ИИ, возможно, не смогут удержать свои продукты ИИ от «самых вопиющих примеров предвзятости». Представитель говорит, что усилия Google регулируются ее набором принципов работы с искусственным интеллектом,  объявленных в 2018 году для ответственной разработки технологии, добавив, что компания по-прежнему придерживается осторожного подхода. Другие компании уже продемонстрировали, что готовы двигаться вперед, независимо от того, делает это Google или нет. Одним из самых важных вкладов исследователей Google в эту область стала знаменательная статья под названием «Внимание - это все, что вам нужно», в которой авторы представили преобразователи: системы, которые помогают моделям ИИ сосредоточиться на наиболее важных фрагментах информации в данных, которые они анализируют. Трансформеры теперь являются ключевыми строительными блоками для больших языковых моделей, технологии, лежащей в основе современного поколения чат-ботов - «Т» в ChatGPT означает «трансформер». Через пять лет после публикации статьи все авторы, кроме одного, покинули Google, причем некоторые из них ссылались на желание освободиться от строгих правил крупной, неповоротливой компании.
Они входят в число десятков исследователей ИИ, перешедших на OpenAI, а также множество небольших стартапов, включая Character.AI, Anthropic и Adept. Несколько стартапов, основанных выпускниками Google, в том числе Neeva, Perplexity AI, Tonita и Vectara, стремятся переосмыслить поиск с использованием больших языковых моделей. Тот факт, что только в нескольких ключевых местах есть знания и возможности для их создания, делает конкуренцию за этот талант «гораздо более острой, чем в других областях, где способы обучения моделей не столь специализированы, - считает Сара Хукер, выпускница Google Brain. сейчас работает в AI-стартапе Cohere Inc.
Нередко люди или организации вносят значительный вклад в разработку той или иной прорывной технологии только для того, чтобы увидеть, как кто-то другой получает ошеломляющую финансовую выгоду, но уже без них. Кеваль Десаи, бывший сотрудник Google, а ныне управляющий директор венчурной компании Shakti, приводит в пример Xerox Parc, исследовательскую лабораторию, которая заложила основу для большей части эры персональных компьютеров, только для того, чтобы увидеть, как Apple Inc. и Microsoft пришли и построили свои триллионные империи. «Google хочет убедиться, что это не Xerox Parc того времени», - говорит Десаи. «Все инновации произошли там, но, увы, не исполнение». Перевод Станислава Прыгунова, специально для "БВ"