Введен спецрежим по придушению бизнеса: эксперт об экономике в Саратовской области

Глава саратовского отделения "Партии Дела", доктор экономических наук, профессор Олег Комаров анализируется предварительные итоги исполнения бюджета Саратовской области за девять месяцев 2023-го года. И делает неутешительные выводы о "красоте статистики и неприглядной реальности, стоящей за ней". ​Г-н Комаров приводит цифры: на 1 октября 2023 года в регионе подсчитаны доходы в 125 миллиардов рублей, что означает рост на 8% к аналогичному периоду прошлого года. В том числе налоговые и неналоговые доходы – 82,3 миллиарда рублей. Остальное - деньги пришедшие из центра, это примерно одна треть доходов. Расходы​ за этот период составили 121,5 миллиарда рублей​ - это рост почти на 10%. То есть, расходы растут значительно быстрее доходов, как, впрочем, и всегда, констатирует эксперт.
- Но все это лишь «громкие» цифры – а что за ними стоит? А стоит за ними в реальности не улучшение, а ухудшение финансового самочувствия большинства саратовцев. Говоря коротко, если в Москве средний доход на душу населения превышает стоимость потребительской корзины в 3,46 раза – то в Саратовской области - всего в 1,78 раза. Средний доход саратовца подсчитан в сумме чуть более 31 тысячи рублей в месяц. По сути, мы живем вдвое беднее (хуже) столичных жителей, работая при этом не меньше, - констатирует Олег Комаров. 
Он не берется судить, много это или мало - 31 тыс. рублей, но опять приводит данные статистики, наглядно показывающие "желание наших граждан жить на этой земле, оставлять после себя счастливое потомство". Так, за девять месяцев в Саратовской области родились 12465 детей. При этом ушли из жизни за тот же период – 26390 человек. То есть, убыль населения в регионе составила 13925 человек. - Эту убыль называют в статистике ЗАГС естественной. Хотя, что же тут может быть естественным, когда умирает людей вдвое больше, чем рождается, и чудовищный разрыв этот продолжает расти год от года? Наш регион находится в десятке худших по РФ, если смотреть именно на данный показатель. А какой может быть итог социально-экономического развития важнее этого, важнее количества саратовцев, которое сокращается, несмотря на все благоустроенные скверы и построенные Набережные? - задается традиционно риторическим вопросом эксперт. 
При этом он подчеркивает, что в регионе "по-прежнему трудно не только с доходами, но и с самой работой, трудно с состоянием прогнившего насквозь ЖКХ". Отмечая, что Саратов еще и "лишился и существенной доли общественного транспорта из-за очередного суперпроекта скоростного трамвая". Комаров называет его проектом, "который хотели «взять с наскока», но, похоже, он затянулся надолго, обрекая жителей и весь Саратов на мучительный транспортный коллапс и годами разрытый город".
Кроме того, Олег Комаров анализирует доклад саратовского минэкономразвития "О состоянии, проблемах и перспективах развития малого и среднего предпринимательства в Саратовской области по итогам 2022 года". Из него следует, что на начало года в области числилось более 72,7 тыс. субъектов МСП, из которых чуть более 24 тыс. - малые и микропредприятия, 183 - средние предприятия и более 48,4 тыс. - индивидуальные предприниматели.  По количеству субъектов МСП - Саратов на шестом месте в ПФО и 21-й в Российской Федерации. В прошлом году было создано 10 802 новых субъектов МСП.  В этом секторе в прошлом году было занято почти 322 тыс. человек. Оборот товаров, работ, услуг составил почти 592 млрд рублей.​ Однако, Олег Комаров обращает внимание, что в докладе не сказано, сколько предприятий закрылось и разорилось, а сколько реально работает. И считает, что "за красиво покрашенным фасадом скрывается, как это часто у нас бывает, не очень приятная правда о печальном положении бизнеса в регионе". Он приводит данные о господдержке МСП: в рамках нацпроекта направлено 171,7 млн. рублей, в том числе 159,3 млн. рублей – за счет средств федерального бюджета, и лишь 12,4 млн. рублей – за счет средств областного бюджета.
- Это жалкие крохи, в особенности что касается «поддержки» облбюджета – у нас на «шарики-фонарики» в дни официальных мероприятий тратится, кажется, куда больше, - саркастично замечает Олег Комаров.
Его внимание в докладе привлекла тема бизнес-инкубаторов "и прочих новомодных образований".  - Много цифр и отчетных слов. Однако, о реальных проблемах развития МСП сказано крайне мало и узнать о чем-то можно лишь продравшись через сотню страниц графиков и рассказов про успехи и некие «предпринимательские точки кипения», - заключает глава реготделения "Партии Дела". Он называет реальные "точки кипения": в их числе – растущие налоги и поборы, недобросовестная конкуренция, «наезды», административные барьеры. И констатирует, что «дорожная карта» по содействию развитию конкуренции в Саратовской области на 2022-2025 годы оказалась выполнена лишь на 82,6%. - Да и какая у нас конкуренция, когда многие мелкие бизнесы «давятся» по принципу «свой-чужой» и без всяких правил? - задается вопросом Комаров.  Он приводит данные по уголовным делам в отношении предпринимателей (возбуждено 272 дела, в суд направлено 87 дел по 251 преступлению) и возвращается к теме повышения кадастровой стоимости недвижимости, называя ее "окончательной удавкой для малого и среднего бизнеса в Саратовской области". По его мнению, "финансовое удушение" случится, когда заработает механизм расчёта налога на любое недвижимое имущество организаций исходя из его кадастровой стоимости. ​Комаров отмечает, что рост составил не упомянутые чиновниками 10% - это для физлиц, у юрлиц кадастровая стоимость выросла гораздо больше. Кроме того, с 1 января кадастровая стоимость будет умножаться на 2% налога на имущество. Эксперт подсчитал, что кадастровая стоимость торгового объекта на 3-й Дачной выросла в 15 раз, а налог на него увеличится в 17 раз. 
- Зачем такое делается? Ларчик просто открывается: эти платежи идут в региональный бюджет, поэтому, скорее всего, таким образом местная власть решила «подлатать в нём дыры». Но эта сиюминутная выгода может обернуться настоящей социальной катастрофой. Такое ощущение, что у принимающих такие решения горизонт планирования – от силы месяц. Нужно быстро собрать денег, а потом хоть трава не расти, - заключает Комаров.
Он уверен, что "при таком росте налоговой нагрузки большинство предпринимателей просто бросят своё дело или уйдут в серую зону". - У нас и так, судя по объявлениям, самая популярная услуга в Саратове – банкротство. Пусть тогда власть нам прямо скажет: кроме госкорпораций и естественных монополий никакой бизнес в стране не нужен, - констатирует эксперт.  Он критически высказывается о планах минэкономразвития на 2023 год, отмечая  «поддержку деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки МСП в области ремесел и народных художественных промыслов, в целях оказания комплекса информационно-консультационных услуг самозанятым гражданам в рамках Центра «Мой бизнес». Эксперт цитирует: «по итогам реализации проекта не менее 477 самозанятых граждан получат поддержку в Центре поддержки предпринимательства и Палате ремесел», отмечая, что обещано и «создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами, и создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса».
- Ага! Да одна только новая кадастровая стоимость и налоги с нее разорят все эти ремесла, закроют все эти центры типа «Мой бизнес» - потому что в регионе никакого бизнеса вскоре не останется! - возмущается Олег Комаров. 
И обращает внимание на еще один тезис из доклада. Он касается планов по продолжению работы по «совершенствованию условий действия специальных налоговых режимов на территории региона». - Новый кадастр, надо понимать, это тоже «специальный налоговый режим», только уже не по развитию, а по придушению МСП? Это все похоже на старые недобрые сказки про «бизнес-инкубаторы» где выводятся, простите за сравнение, редкие и полудохлые птенцы, - уверен эксперт В итоге глава реготделения "Партии Дела" делает вывод о том, что "МСП в регионе продолжает медленно задыхаться и умирать при формальной, в основном, поддержке или поддержке только «своих» предпринимателей". - Эти самые «свои» задачу наполнения качественными и недорогими товарами и услугами нашего местного рынка не решат. А не это ли сегодня главное в текущих сложных экономических условиях? - звучит в заключении очередной риторический вопрос.