Эксперт: высокие покровители "ФракДжет-Строя" делают исход судов по саратовскому трамваю предрешенным

Глава регионального отделения "Партии Дела" Олег Комаров прокомментировал ситуацию с реконструкцией трамвайного маршрута №9 и то ли расторжением, то ли нет, контракта с ООО "ФракДжет-Строй" Дмитрия Колосова. А также зависшую реконструкцию театра оперы и балета и аналогичные истории, связанные с крупными объектами. По его мнению, в основе всего - непрофессионализм как со стороны заказчиков, так и со стороны подрядчиков.  - По результату 2023 года следственный комитет Саратовской области сообщил, что количество выявленных в регионе коррупционных дел - 631. По сравнению с 2022 годом их число выросло на 29,6%. А саратовская КСП выявила нарушений на 222,4 млн рублей. Львиная доля приходится на неэффективное использование бюджетных средств. Думаю, что и в реконструкции трамвая есть все эти составляющие, - отметил Олег Комаров. Он уверен, что ведомства продолжат свои проверки и их результаты станут известны по итогам 2024 года. 
Отвечая на вопрос о молчании саратовских властей летом и осенью, когда "ФракДжет-Строй" прикрывал якобы некачественным проектом срыв сроков, Комаров сообщил, что саратовская прокуратура уже вынесла на этот счет предостережение. Оно адресовано заказчику работ ООО "СГЭТ", самому подрядчику, а также мэру Саратова Ладе Мокроусовой. 
- Это говорит о том, что чиновники не дорабатывают, несвоевременно реагируют на те или иные факты, - уверен эксперт. Комментируя недостатки проекта, озвученные "ФракДжет-Строем", собеседник г-на Комарова саратовский журналист Владимир Спирягин отметил, что проект заказывал МУПП "СГЭТ". Разрабатывало его питерская "Северо-западная инжиниринговая компания", которая делала проекты реконструкции и для остальных саратовских маршрутов.  - Получается, МУПП как заказчик утвердил несостоятельную проектную документацию, деньги ушли в Питер, проект забракован, но никто не наказан, - отмечает Спирягин. Г-н Комаров же предложил вернуться немного назад и вспомнил идею создания "Швамбрании" - развлекательного комплекса на землях НИИ "Юго-Востока".  - По идее, мы уже должны были увидеть этот проект. Из бюджета на него было выделено 30 млн рублей. Деньги уехали иногороднему подрядчику. Но где проект? - задался вопросом эксперт. Он выразил сомнения в качестве работ иногородних проектных организаций, привлекающих на субподряд как раз местные организации.
- Может не стоит изначально делать эту ошибку и размещать заказы на проектирование сразу среди саратовских компаний? Зная специфику, они могли бы не допускать ошибок, которые делают приглашенные подрядчики, - предлагает политик.
Возникает вопрос и о том, почему "ФракДжет-Строй" вообще взялся за реализацию столь плохо проработанного проект, тем более, что он знакомился с ним заранее.  - В России есть одна особенность такого рода тендеров, проводимых по 144 ФЗ. Их участниками, кажется, движет желание прежде всего выиграть, а потом читать тендерную документацию и разбираться. Этим болеют многие участники тендеров, - констатировал Олег Комаров.  Собеседники провели аналогии между ситуацией с трамваем и ремонтом театра оперы и балета. - Оперный театр уже напоминает ТЮЗ, который "строился " больше 10 лет. К сожалению, у нас любят большие объекты делать большое количество лет. Местные строители, например, Александр Исаев, говорили, что могли бы реконструировать театр. Однако вопрос в сумме - ее, по мнению строителей, недостаточно. Кроме того, им сказали, что есть организация, согласная сделать за меньшую сумму. На мой взгляд, теперь мы пожинаем плоды непрофессионализма. Может все-таки стоит слушать местных специалистов и отдавать им эти объемы работы? Уверен, театр уже бы запустили, - резюмировал эксперт. Он считает, что и в ситуации с трамваем возникает вопрос о профессионализме исполнителей, взявших контракт и "понадеявшихся на исполнение". 
- Думаю, в 2023 году нам очень не хватало профессионализма. И из-за этого были допущены большие ошибки, - заключил Олег Комаров.
Собеседники обсудили скоростные характеристики "скоростного трамвая", которые в саратовском варианте ограничены из-за примыканий автодорог. В отличие от Ростовской области, где проектом предусмотрены эстакады, позволяющие избежать пересечения с автотранспортом. Аналогичная история - в Волгограде, где трамвайные остановки и вовсе напоминают метро.  Олег Комаров вспомнил о старом проекте, в котором и в Саратове были экстакады. Но они удорожали строительство в разы и закрывали виды на Волгу. Сейчас же термин "скоростной трамвай" даже в речи губернатора трансформировался в "реконструкцию" и "ремонт". О его скоростных характеристиках уже никто не вспоминает.  Истребование же с "ФракДжет-Строя" аванса за реконструкцию он назвал "историей долгой". Эксперт указывает на то, что уже и субподрядчики подали иски к компании, и выразил опасения, что ООО может объявить себя банкротом.
Хотя тот факт, что по поводу реконструкции молчит прокуратура и СК "может свидетельствовать о серьезных покровителях". В пользу этого говорит и участие подрядчика в партпроектах, а значит, ООО может выиграть и суд против "СГЭТ". Однако несмотря на увольнения чиновников кресло под самим губернатором Романом Бусаргиным вряд ли зашатается, констатировал политик.
- Задача чиновников на 2024 год - не допускать таких ошибок! - заключил Олег Комаров.  https://youtu.be/225XMKM0uNY?si=7636AVNA5dMjpg17