Представлять интересы клиентов в судах смогут только лицензированные адвокаты. Саратовские юристы беды не видят

Концепция судебного представительства, разрабатываемая Минюстом РФ, может осложнить жизнь российским юристам. Федеральное министерство хочет оставить право представлять интересы клиентов в административном и гражданском процессах только адвокатам с лицензиями. Такая идея впервые была высказана еще в конце октября на Петербургском международном юридическом форуме. Глава Минюста Константин Чуйченко пожаловался на возросшее число непрофессионалов и даже мошенников на рынке юридических консультаций и сообщил, что министерство работает над концепцией судебного представительства, согласно которой, основную работу по представительству интересов граждан в суде должна взять именно адвокатура, поскольку требования к адвокатом изначально более жесткие. Параллельно следует развивать бесплатную юридическую помощь, чтобы оставить мошенников без работы. Готовая концепция Минюста РФ должна быть представлена на следующем юридическом форуме в Петербурге летом 2024 года. Предложение Минюста вызвало много споров, пишет BFM.Ru. С ней согласились даже не все адвокаты. Кроме того, рынок юридических услуг достаточно разноплановый, есть, например, корпоративные юристы, которым статус адвоката не положен по закону.
- Я встречал очень много юристов, не имеющих адвокатский статус, они великолепно выступали в арбитражных судах, коммерческих спорах. Возникает масса других вопросов. А как быть представителям корпораций, государственных компаний, просто фирм, где есть свой юридический отдел? Там адвокатом нельзя работать на другой работе, кроме преподавательской или научной, - напомнил московский адвокат Алхас Абгаджава.
Альтернативной предложению допускать на процессы одних только адвокатов могло бы стать, например, требование к стажу для судебных представителей. Подобное предложение озвучивалось уже на стадии разработки концепции. Эксперты предложили сформировать единый реестр профессиональных юристов, куда вошли бы и адвокаты, и корпоративные юристы со стажем от 10 лет. Опыт судебного представительства с жесткими требованиями существует на данный момент в нескольких штатах США, где вместо адвоката интересы клиента может представлять так называемый процессуальный агент. В Великобритании такие услуги оказывают правовые консультанты, зарегистрированные в особом совете. Схожие системы работают в Германии и Индии.
- Данный вопрос поднимается не первый год и не первый раз. Скорее всего, речь идет о судебном представительстве только лицами, имеющими статус адвоката. На сегодняшний день данная концепция уже частично выразилась, в той мере, когда рассматриваются дела во второй и последующих инстанциях в арбитражных судах, а также  когда рассматриваются дела по административному кодексу, мы несем с собой диплом, подтверждаем высшее образование как юристы, - пояснила «БВ» саратовский юрист Гелена Алексеева.
Сама концепция, отметила она, не затрагивает корпоративных юристов. Но в целом, по мнению Гелены Алексеевой, в адвокатской монополии в судах беды нет, тем более, что это общемировая практика. Ничего сложного здесь нет для получения статуса. Скорее всего, это нормализация процессов в части налогообложения и т.д., потому что статус адвоката накладывает определенную степень ответственности в части доходов, - считает она. - Все давным давно близки к тому чтобы получить адвокатский статус. На сегодняшний день юридические услуги уже в основном оказывают лица, имеющие статус адвоката. Проседают у нас в этом плане только суды общей юрисдикции первой инстанции, куда может идти кто и как угодно. Это влечет за собой в том числе затягивание процессов, когда приходит лицо, которое не сильно компетентно. Гелена Алексеева отметила, что сама она при необходимости готова получить статус адвоката и никаких проблем в этом не видит. - Пройти экзамен и ответить на те вопросы, на которые мы и так отвечаем ежедневно, наверное, это подтверждение квалификации юриста, - уверена она, - То, что мы видим сейчас, оставляет желать лучшего, капитального. У меня такой же юридический бизнес, какой-либо глобальной опасности для его продолжения я на сегодняшний день не вижу. Требования, которые Минюст хочет предъявить к юристам, пояснила Гелена Алексеева, в целом не представляют собой ничего нового. Никого же не удивляет, что человек, ведущий банкротную процедуру, должен быть арбитражным управляющим, иметь статус, состоять в саморегулируемой организации и регулярно подтверждать свою квалификацию. Аналогичные требования есть и к аудиторам, почему же их не должно быть к юристам?
- Эта тема ходит давно. Я вижу уровень представительских услуг в наших судах и скажу, что ничего плохого не вижу в том, что это будет юрист с адвокатской квалификацией. Значит, обратимся в адвокатскую палату, получим статус и будем его подтверждать, - заключила она.
Что же касается корпоративных юристов, полагает Гелена Алексеева, то они в любом случае никуда не денутся. У крупных компаний, особенно у банков, есть целые юридические отделы, где работают специалисты с очень высокой квалификацией. Но статус адвоката им, разумеется, не нужен. Зато уйдут в прошлое расходы на «не-юристов», надеется эксперт, тех самых псевдо-консультантов, предлагающих свои услуги не сведущим гражданам и ввергающих их в дополнительные расходы.